Председательствующий по делу
Купцов А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а - 556/2018
1 ноября 2018 года Санкт-Петербург
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего – Лазарева Е.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Царькова В.Н.
при секретаре Давыдове А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административных ответчиков на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 30 июля 2018 года по административному делу по административному иску военнослужащего войсковой части № <...> <данные изъяты> Лебедева Александра Владимировича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Воркута Республика Коми) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО СевРУЖО), выразившихся в отказе административному истцу в изменении сведений о ранее избранном месте жительства после увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., окружной военный суд,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ТО СевРУЖО, отраженные в уведомлениях от 27 марта 2018 года № <...> и от 14 мая 2018 года № <...> и выразившиеся в отказе изменить сведения о ранее избранном им месте жительства с <адрес> на <адрес> в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (далее – Единый реестр).
Гарнизонный военный суд административный иск Лебедева удовлетворил и для восстановления нарушенного права обязал начальника ТО СевРУЖО повторно рассмотреть заявление Лебедева от 3 мая 2018 года об избрании нового места жительства после увольнения с военной службы.
Кроме того, суд взыскал с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» в пользу Лебедева судебные расходы в размере 300 рублей, состоящие из уплаченной им при подаче иска государственной пошлины.
В апелляционных жалобах начальник ТО СевРУЖО и представитель Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – СевРУЖО) Судакова В.Н. просят отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Приводя положения пункта 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», начальник ТО СевРУЖО полагает незаконным решение суда первой инстанции, поскольку изменение выбранного места жительства возможно лишь один раз.
Представитель СевРУЖО, ссылаясь на обстоятельства дела, приводя положения пунктов 1 и 18 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», также утверждает, что право выбора места жительства после увольнения с военной службы предоставляется военнослужащему лишь один раз. Поэтому при намерении военнослужащего изменить выбранное место жительства, ему предоставляется жилищная субсидия. В связи с тем, что административный истец изъявил желание изменить избранное им ранее место жительства после увольнения с военной службы, отказ в постановке Лебедева на учет в новом избранном месте жительства считает обоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции привел в решении положения части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 18 и 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пунктов 3 и 11 «Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (далее - Правила).
Оценив обстоятельства дела и указанные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на изменение военнослужащим ранее избранного им постоянного места жительства, а приведенная в оспариваемых отказах начальника ТО СевРУЖО от 27 марта 2018 года № <...> и от 14 мая 2018 года № <...> трактовка пункта 18 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является неверной. По мнению суда первой инстанции, указанная норма законодательства регулирует лишь порядок предоставления военнослужащему жилого помещения и не распространяется на иные формы реализации жилищных прав военнослужащих.
Вместе с тем, данные выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как установлено по делу, Лебедев является военнослужащим, назначенным на воинскую должность после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации и получения в связи с этим в 1998 году офицерского воинского звания, а потому относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Как следует из материалов дела, 7 августа 2017 года Лебедев обратился в СевРУЖО с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, указав в качестве избранного им места жительства <адрес>
Решением СевРУЖО от 22 ноября 2017 года № <...> Лебедев принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по данному избранному им месту жительства с составом семьи 2 человека.
13 марта 2018 года Лебедев через ТО СевРУЖО обратился с заявлением об изменении ранее избранного места жительства с <адрес> на <адрес>.
Письмом начальника ТО СевРУЖО от 27 марта 2018 года № <...> Лебедеву в удовлетворении его просьбы было отказано со ссылкой на пункт 18 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
3 мая 2018 года Лебедев через ТО СевРУЖО обратился с повторным заявлением, в удовлетворении которого ему было письменно отказано (уведомление от 14 мая 2018 года № <...>).
Вопреки выводам суда первой инстанции, оспариваемые действия должностного лица соответствуют пункту 18 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Кроме того, пунктом 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Приведенные нормы введены в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» с 1 января 2014 года.
Согласно толкованию, изложенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1039-О, они закрепляют дополнительные гарантии военнослужащих в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и направлены на устранение правовой неопределенности их жилищных прав.
Выводы окружного военного суда о соответствующем применении названных норм согласуются также с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Тот факт, что в письме от 7 марта 2018 года № <...> начальник ТО СевРУЖО сообщил Лебедеву об отсутствии планов по строительству нового жилья в <адрес>, не свидетельствует о появлении оснований для изменения избранного места жительства на <адрес>.
Статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрены различные способы жилищного обеспечения военнослужащих в натуральной форме в порядке очередности, например, путем предоставления им жилых помещений, ранее занимаемых и освобожденных другими военнослужащими (пункт 5 статьи 15).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Так как в удовлетворении заявленных требований отказано полностью, в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ, судебные расходы, понесенные административным истцом, возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: