Стр. 52
Дело № 33-2595 |
судья Тюрина О. А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2012 года |
г. Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л. В.,
судей Копаневой И. Н., Кургановой И. В.,
при секретаре Матушкиной Д. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кириллова А.В., Кирилловой С.М. на решение Щекинского районного суда Тульской области от 11 июля 2012 года по иску Кириллова А.В., Кирилловой С.М. к администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области, правительству Тульской области о восстановлении права на получение жилья во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Копаневой И. Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Кириллов А. В., Кириллова С. М. обратились в суд с иском к администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области о восстановлении права на получение жилья во внеочередном порядке, указывая на то, что Кириллов А. В. с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном боевых действий и имеет право на получение жилья в соответствии с предоставленными ему законом льготами. В феврале 2002 года Кириллов А. В. поступил на службу в ОМОН при УВД Тульской области и обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения ввиду отсутствия жилья. При получении удостоверения «ветеран боевых действий» руководство ОМОН должно было выдать ему рекомендательное письмо для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье по месту жительства. В августе 2004 года в ОМОНе произошла перестановка, и в выдаче рекомендательного письма ему было отказано. В связи с тем, что в переводе в РУВД г. Щекино Кириллову А. В. было отказано, в августе 2004 года он уволился со службы. Данные обстоятельства явились препятствием к постановке Кириллова А. В. на учет на получение жилья до 01 января 2004 года. После их выселения с предыдущего места жительства 22 декабря 2008 года Кириллов А. В. в 2010 году встал на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МО г. Щекино Щекинского района. Ссылаясь на отсутствие у них жилого помещения и наличие у Кириллова А. В. права на его предоставление во внеочередном порядке, просили восстановить права Кириллова А. В. на получение жилья во внеочередном порядке.
Определением судьи от 06 июня 2012 года к участию в деле привлечены: в качестве соответчика - правительство Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрация МО Щекинский район Тульской области.
В судебном заседании истцы Кириллов А. В., Кириллова С. М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области Муравьев А. В. исковые требования Кирилловых не признал, пояснив, что действующее законодательство не предоставляет ветеранам боевых действий право первоочередного или внеочередного получения жилья, если они не встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. В соответствии с изменениями, внесенными в закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ, ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях, поскольку действующий Жилищный кодекс РФ не предусматривает льготное обеспечение ветеранов боевых действий жилыми помещениями. Поскольку Кириллов А. В. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в июне 2010 года, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета он не имеет, в связи с чем исковые требования Кирилловых о восстановлении права на внеочередное обеспечение жилым помещением не основаны на законе.
Представитель ответчика - правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменные возражения, в которых указал, что, как следует из искового заявления, Кириллов А. В. поставлен администрацией МО г. Щекино на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году, то есть после 01 января 2005 года, в связи с чем правовые основания для предоставления ему субсидии на приобретение жилого помещения отсутствуют. Кроме того, ссылаясь на то, что правительство Тульской области не является участником правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», полагал, что правительство Тульской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - администрации МО Щекинский район Тульской области в судебное заседание не явился. Администрацией МО Щекинский район Тульской области представлены письменные возражения, в которых указывается на то, что исковые требования Кирилловых не основаны на законе. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке ветеранов боевых действий возможно путем получения субсидии из федерального бюджета при наличии двух оснований: принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном действующим законодательством порядке до 01 января 2005 года; наличие права на получение жилья во внеочередном порядке. Жилищное законодательство по состоянию на март 2005 года предусматривало норму о том, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявление граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. В силу п. 15 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР» учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Как следует из справки администрации Щекинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы в период с сентября 2004 года до 2007 года в администрацию Щекинского района с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий не обращались. В соответствии с Постановлением главы администрации Щекинского района от 28 сентября 2006 года № 9-907 «О передаче списков очередности граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих при администрации Щекинского района, в муниципальные образования» учетные дела и списки граждан, состоящих на учете, были переданы в администрации вновь образованных образований. Семья Кирилловых в данном списке не состояла.
Суд решил:
в удовлетворении исковых требований Кириллова А.В., Кирилловой С.М. к администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области, правительству Тульской области о восстановлении права на получение жилья во внеочередном порядке отказать.
В апелляционной жалобе Кириллов А. В., Кириллова С. М. просили решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Возражения на апелляционную жалобу не подавались.
Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Кириллова А. В. и Кирилловой С. М., возражения представителя администрации МО Щекинского района по доверенности Мещеряковой А. А., представителя правительства Тульской области по доверенности Коробковой А. В., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилищным кодексом РФ, вступившим в действие с 01 марта 2005 года, не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий (ч. 1 и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Кириллова С. Н. является матерью Кириллова А. В., имеющего статус ветерана боевых действий и в связи с этим права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
По сведениям, предоставленным Щекинским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 31 мая 2012 года и Управлением Росреестра по Тульской области 30 мая 2012 года, недвижимое имущество и зарегистрированные на него права на территории г. Щекино и Щекинского района Тульской области за Кирилловым А. В. и Кирилловой С. Н. не значатся.
Кириллова С. М. и Кириллов А. В. состояли на регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 07 ноября 2011 года Кириллова С. М. и Кириллов А. В. выселены из дома <адрес>. Решение вступило в законную силу 18 ноября 2011 года.
Ранее, а именно 25 мая 2010 года, Кириллов А. В. обратился в администрацию МО г. Щекино Щекинского района с заявлением о постановке его семьи, состоящей из 2-х человек – его и матери, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением главы администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области от 28 июня 2010 года № Кириллов А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеющий статус ветерана боевых действий, с составом семьи 2 человека, в том числе - мать Кириллова С.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно письму за подписью Главы администрации МО г. Щекино Щекинского района Максимова А. М. по состоянию на 01 ноября 2011 года очередность Кирилловых на получения жилья по договору социального найма №.
Доводы Кирилловой С. Н. о том, что ее сын Кириллов А. В. после получения статуса ветерана боевых действий в период с сентября 2004 года по 01 января 2005 года обращался в Управление социальной защиты населения по Щекинскому району или в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Щекино и Щекинскому району с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако данное заявление, в связи с переездом было утеряно, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из письменного ответа начальника Управления ПФР в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области от 21 июня 2012 года следует, что Кириллов А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем в Управлении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по категориям: «096» -проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01 января 2005 года по настоящее время; «030» - ветераны боевых действий с 01 января 2005 года по настоящее время. Решение вопроса о предоставлении жилья не входит в компетенцию Управления ПФР, следовательно, заявление о предоставлении во внеочередном порядке жилья, как ветерану боевых действий, от Кириллова А. В. не принималось (в том числе в период с сентября 2004 года по март 2005 года).
Согласно письму директора ГУ ТО «Управление социальной защиты Щекинского района» от 21 июня 2012 года за № Кириллов А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете как ветеран боевых действий с 18 января 2005 года. Постановка на очередь для предоставления жилья не входит в компетенцию учреждения. Данный вопрос находится в ведении администрации МО г. Щекино.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля - начальник отдела по работе с ветеранами, инвалидами и гражданами пожилого возраста ГУ ТО «Управление социальной защиты Щекинского района» - Щ.Г. пояснила, что Кириллов А. В. и Кириллова С. М. обращались в ГУ ТО «УСЗН Щекинского района» с вопросом о постановке на учет как ветерана боевых действий КирилловаА.В. В день обращения 18 января 2005 года Кириллов А. В. был поставлен на учет как ветеран боевых действий. Принятие заявлений от ветеранов боевых действий о предоставлении им жилья вне очереди в функции ГУ ТО «УСЗН Щекинского района» никогда не входило. Последний переезд Управления имел место в 1994 году, в ходе переезда архив не терялся.
Из письма заместителя Главы администрации Щекинского района от 26 июня 2012 года за № следует, что в период с сентября 2004 года до 2007 года, то есть до принятия главой администрации Щекинского района постановления от 28 сентября 2006 года № «О передаче списков очередности граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих при администрации Щекинского района, в муниципальные образования», Кириллов А. В. и КирилловаС.М. с заявлениями и принятии их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию Щекинского района не обращались.
Представленная представителем ответчика - администрации МО г. Щекино Щекинского района Тульской области переписка между администрацией и Кирилловыми также свидетельствует о том, что Кириллов А. В. с заявлением о постановке его семьи на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не обращался.
При разрешении возникших в связи с вышеуказанными обстоятельствами между сторонами спорных правоотношений суд первой инстанции, приняв во внимание характер данных правоотношений и сущность заявленных истцами требований, правильно руководствовался положениями ст. ст. 1, 18, 19, 40 Конституции РФ, ст. ст. 3, 16, 23.2 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 14, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями),, ст. 1 Закона Тульской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области» от 03 декабря 2010 года № 1516-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 17 ноября 2011 года № 167, и ранее действовавшего Временного Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 07 августа 2006 года № 387, а также принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в определениях № 123-О от 09 апреля 2002 года, № 80-О от 04 марта 2004 года, № 955-О от 15 июля 2010 года.
Проанализировав с учетом положений вышеперечисленных норм пояснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследованные письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кириллова А. В. и КирилловойС.М. о восстановлении права на получение жилья по внеочередном порядке в соответствии с нормами Федерального Закона «О ветеранах».
Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств и пересмотра вывода суда первой инстанции, на чем настаивают в своей апелляционной жалобе истцы, судебная коллегия не усматривает.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы Кириллова А. В. и Кирилловой С. М. не ставят под сомнение вынесенное судом решение, поскольку по существу все эти доводы являются фактической позицией истцов в суде первой инстанции, они были исследованы в ходе судебного разбирательства и получили при вынесении решения надлежащую правовую оценку, которую судебная коллегия также находит правильной.
Иные, чем у суда первой инстанции, оценка обстоятельств и толкования закона заявителем жалобы сами по себе не указывают на то, что вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Щекинского районного суда Тульской области от 11 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы Кириллова А. В. и Кирилловой С. М. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Щекинского районного суда Тульской области от 11 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кириллова А.В. и Кирилловой С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи