№2а-1238/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 21 июля 2017 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Подынь З.Н., с участием помощника прокурора Хайбуллинского района РБ Суюндукова Э.С., при секретаре Тлявгуловой Н.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хайбуллинского района РБ подавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и о благоустройстве территорий муниципальных образований,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хайбуллинского района РБ обратился в суд с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ обосновав тем, что прокуратурой Хайбуллинского района по заданию прокуратуры республики от 26.03.2017г. № 7/3-8-2017 проведена проверка исполнения Администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ (далее – Администрация СП Федоровский сельсовет) законодательства о безопасности дорожного движения и о благоустройстве территорий муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между Администрацией муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан и Администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан заключено соглашение, в соответствии с которым полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения переданы сельскому поселению Федоровский сельсовет сроком до 31.12.2017г., с предоставлением финансирования необходимого для осуществления переданных полномочий.
Проведённой проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также положений заключенного соглашения, Администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет деятельность по содержанию автомобильных дорог надлежащим образом не организована.
Просит признать бездействие Администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан незаконным, выразившееся в не установлении дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения. Обязать Администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан установить согласно проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан дорожные знаки по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах Федоровка, Абубакирово сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан:
в селе Фёдоровка по <адрес>:
- 660м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 740м. дорожный знак- 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- 965м. дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 968м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 1+670м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 1+625м.дорожный знак- 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- 1+690м. дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 1+940м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»;
в селе Абубакирово по <адрес>:
- 10м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 260м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 300м.дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 320м.дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 570м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу».
Установить срок для устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и о благоустройстве территорий муниципальных образований – до 31.12.2017г.
В судебном заседании помощник прокурора Хайбуллинского района Суюндуков Э.С. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что проверку по заданию прокуратуры Республики Башкортостан проводил он с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Хайбуллинскому району ФИО3 В ходе проверки установлены нарушения требований ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». 05.05.2017г. составлен Акт об отсутствии дорожных знаков в <адрес> и <адрес>. Из анализа результата проверки проведенной прокуратурой следует, что одной из причин роста ДТП являются нарушения допускаемые Администрацией сельского поселения, выразившееся в бездействие в части не принятия мер по установлению дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения.
Административный ответчик глава СП Федоровский сельсовет МР Хайбуллинского района ФИО1 иск не признал в части признании бездействия администрации сельского поселения незаконным. Суду пояснила, что администрация сельского поселения осуществляет свою деятельность по содержанию автомобильных дорого в границе СП Федоровский сельсовет. Содержание дорог осуществляется за счет денежных средств дорожного фонда муниципального района Хайбуллинский район РБ. В 2017г. денежные средства дорожного фонда распределены полностью. По иску прокурора администрации необходима установить 15 дорожных знаков, из них 5 знаков установлены. В 2015г. сельским поселением установлено дорожных знаков на сумму ..., в 2016г. установлено на сумму .... В 2017г. заключен договор на установку и приобретения дорожных знаков на общую сумму ..., в настоящее время на указанную сумму дана заявка. На имя главы Администрации района было направлено письмо о выделении дополнительных средств по дорожной деятельности. По мере поступления денежных средств дорожные знаки будут установлены.
Заинтересованное лицо представитель Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ по доверенности ФИО2 иск прокурора не признала и суду пояснила, что СП Федоровский сельсовет осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог. Осуществляется установка дорожных знаков собственными силами. Содержание дорого осуществляется за счет денежных средств дорожного фонда муниципального района Хайбуллинский район РБ. На установку 333 знаков указанных в 14 административных исковых заявлениях прокурора района потребуется 1 500 000 рублей. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» дублируются, и потребуется денежных средств в два раза больше. Администрация района готовит План мероприятий по установке дорожных знаков на территории муниципального района Хайбуллинский район. Планируется централизовано закупить и установить дорожные знаки. В 2017г. денежные средства дорожного фонда распределены полностью. За счет экономии денежных средств в 3 квартале 2017г. планируют централизовано закупить дорожные знаки на ... и на ... в 1 квартале 2018 года. Дорожные знаки 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход» планируют закупить централизовано для всех сельских поселений в 2018 году за счет федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Заинтересованное лицо представитель ОГИБДД ОМВД России по Хайбуллинскому району РБ инспектор дорожного надзора ФИО3 требования прокурора поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РБ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как следует из ч. 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 № 139-з к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 п. 9 раздела IV. «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между Администрацией муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан и Администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан заключено соглашение, в соответствии с которым полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения переданы сельскому поселению Федоровский сельсовет сроком до 31.12.2017г., с предоставлением финансирования необходимого для осуществления переданных полномочий.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Все требования указанные ГОСТ Р 52289-2004 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Правила распространяются, в том числе, на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные правилом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 05.05.2017г. прокуратурой совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Хайбуллинскому району проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно организация дорожного движения на дорогах общего пользования сельского поселения согласно требованиям ГОСТ Р 52289-2004.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также положений заключенного соглашения, Администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет деятельность по содержанию автомобильных дорог надлежащим образом не организована.
В нарушение указанных требований нормативных правовых актов, заключенного с Администрацией муниципального района Хайбуллинский район соглашения, а также в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» Администрацией сельского поселения не установлены следующие дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения, утвержденного Решением Совета сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ от 17.12.2013 № Р-23/80:
в селе Фёдоровка по <адрес>:
- 660м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 740м. дорожный знак- 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- 965м. дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 968м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 1+670м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 1+625м.дорожный знак- 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- 1+690м. дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 1+940м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»;
в селе Абубакирово по <адрес>:
- 10м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 260м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 300м.дорожный знак- 2.1 «Главная дорога»,
- 320м.дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу»,
- 570м. дорожный знак- 2.4 «Уступите дорогу».
Суд считает, что выявленные в результате проверки нарушения (совместный Акт проверки от 05.05.2017г.) способствуют возникновению аварийной ситуации на указанных участках дорог, создают угрозу жизни и здоровью граждан - неопределенного круга лиц, участников дорожного движения.
Согласно Соглашения о передаче части полномочий муниципального района <адрес> РБ сельскому поселению Федоровский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от 21.11.2016г. обязанность по содержанию автомобильных дорог отнесена к ведению администрации сельского поселения Федоровский сельсовет.
Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования сельского поселения Федоровский сельсовет МР Хайбуллинский район утвержден Решением Совета СП Федоровский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ №Р-23/80 от 17.12.2013г.
Согласно п. 2.4.2 Соглашения о передаче части полномочий муниципального района Хайбуллинский район РБ СП Федоровский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ №Р-3/36 от 21.11.2016г. следует, что СП Федоровский сельсовет вправе запрашивать у Администрации муниципального района дополнительные финансовые средства на реализацию полномочий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией СП Федоровский сельсовет для установления дорожных знаков согласно проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования сельского поселения Федоровский сельсовет МР Хайбуллинский район были заключены и оплачены договор №г. от 21.10.2015г. на приобретение 42 дорожных знаков на общую сумму ..., договор №г. от 07.07.2016г. на приобретение 10 дорожных знаков на общую сумму ..., договор №г. от 08.08.2016г. на приобретение 10 дорожных знаков на общую сумму ...
А также заключен договор №г. от 07.07.2017г. на приобретение 15 дорожных знаков, стоек и кронштейнов к ним на общую сумму ... однако до настоящего времени не оплачен, в виду отсутствия финансирования.
Глава сельского поселения 15.05.2017г. (исх. №) и 15.06.2017г. (исх. №) письменно обращалась в <адрес> о дополнительном выделении денежных средств для установки дорожных знаков в границах сельского поселения Федоровский сельсовет в сумме ....
Из фотоснимков представленных административным ответчиком следует, что в <адрес>, а также при въезде в село установлены дорожные знаки, тем самым частично устранены выявленные нарушения, которые указаны в акте от 05.05.2017г.
Из представленных доказательств следует, что администрация сельского поселения предпринимала меры по установлению дорожных знаков предусмотренных проектом организации дорожного движения в 2015г.,2016г., 2017г.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.83 ч.3 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях СП Федоровский сельсовет незаконного бездействия, выразившееся в не установлении дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения.
Требования прокурора об обязании Администрации СП Федоровский сельсовет установить согласно проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан дорожные знаки по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах Федоровка и <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в настоящее время не полностью устранены выявленные нарушения, также данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком.
Согласно ст. 187 КАС решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Согласно Соглашения от 21.11.2016г. №Р-3/36 заключенного между Администрацией района СП Федоровский сельсовет срок действия данного оглашения установлен до 31.12.2017г.
Срок для исполнения решения суд устанавливает до 31.12.2017г.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>:
- 660░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 740░. ░░░░░░░░ ░░░░- 5.19.2 ░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»,
- 965░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.1 «░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 968░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 1+670░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 1+625░.░░░░░░░░ ░░░░- 5.19.2 ░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»,
- 1+690░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.1 «░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 1+940░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»;
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>:
- 10░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 260░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 300░.░░░░░░░░ ░░░░- 2.1 «░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 320░.░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░»,
- 570░. ░░░░░░░░ ░░░░- 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░