Решение по делу № 2а-7359/2019 ~ М-6781/2019 от 25.11.2019

Дело № 2а-7359/2019

УИД 75RS0001-01-2019-009451-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2019 года                                                                                               г. Чита

Центральный районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Голубевой Е.А.,

рассмотрев административное дело по иску Министерства финансов Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 22.09.2019 года (в рамках исполнительного производства -ИП от 18.07.2019 года) о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа от 15.07.2019 года, выданного Нерчинским районным судом Забайкальского края по делу №2-275/2019 о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края выплатить Лазутиной З.А., Лазутину Д.О., Лазутиной П.Д., Лазутину Д.Д., Лазутину О.Д., Лазутиной М.Д., Лазутиной Ю.Д. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Полагает, что в данном случае имеется наличие неопределенных обстоятельств, находящихся вне его контроля по которым исполнение исполнительного документа не представляется возможным в срок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве. Считает себя подлежащим освобождению от уплаты исполнительского сбора, поскольку не имеет законных оснований совершить определенные действия по исполнению исполнительного документа до поступления средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины административного истца в неисполнении исполнительного документа. В связи с чем, просят освободить Министерство от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.09.2019 года по исполнительному производству -ИП от 18.07.2019 года.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения Нерчинского районного суда Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить Лазутиной З.А., Лазутину Д.О., Лазутиной П.Д., Лазутину Д.Д., Лазутину О.Д., Лазутиной М.Д., Лазутиной Ю.Д. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

На основании данного решения выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство -ИП от 18.07.2019 года.

22.09.2019 года на административного истца постановлением судебного пристава-исполнителя наложен исполнительский сбор в сумме 50 000 руб., за несвоевременное исполнение исполнительного документа.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Из указанного следует, что осуществление выплат пострадавшим со стороны административного истца возможно только при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

При указанных обстоятельствах, порядок, установленный этим Постановлением и не зависящий от воли Министерства финансов Забайкальского края уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Из указанного следует, что исполнение Министерством финансов Забайкальского края в части выплат единовременных финансовой или материальной помощи в результате ЧС напрямую связано, в том числе и с действиями Правительства РФ по выделению резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края –денежных средств и поэтому исполнение Министерством финансов Забайкальского края исполнительных документов не стоит в прямой зависимости от действий самого Министерства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, позволяющие освободить его от взыскании исполнительского сбора, по мнению суда относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительные документы в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск иску Министерства финансов Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб. по постановлению Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 22.09.2019 года по исполнительному производству -ИП от 18.07.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 декабря 2019 г.

Судья                                 Р.Т. Аксаненко

2а-7359/2019 ~ М-6781/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство финансов по Забайкальскому краю
Ответчики
МРО по ИОВИП УФССП судебный пристав Ермоленко Т.С.
УФССП РОССИИ по Забайкальскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Читы
Судья
Аксаненко Роза Тулевгалиевна
25.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
27.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019[Адм.] Судебное заседание
24.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее