АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
05 мая 2012 года
Дело № А33-3710/2012
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 мая 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Канская центральная городская больница»(ИНН 2450001456, ОГРН 1022401362499)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в городе Канске)
о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Скрябиной Л.Ю., представителя на основании доверенности от 07.04.2011;
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керимовой К.Э.,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение «Канская центральная городская больница» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в городе Канске) о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.03.2012 возбуждено производство по делу.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Настоящее заявление рассмотрено в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
При проведении санитарно-эпидемиологического расследования обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания (отравления) по случаю заболевания острым вирусным гепатитом А (3 случая) в домашнем очаге по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Восточная, д. 59, при анализе индивидуальных учетных форм (ф. № 025/у «Медицинская карта амбулаторного больного») в филиале поликлиники № 2 Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская центральная городская больница» выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
- с целью раннего выявления среди контактных лиц больных вирусным гепатитом А медицинским работником лечебно-профилактической организации не проведен первичный осмотр и клинико-лабораторное обследование контактных по месту проживания и учебы в течении 5 дней после выявления больного и до введения вакцины против острого вирусного гепатита А.
Контактных взрослых в домашнем очаге 6 человек, 1 человек – Елисеев А.Н., 1968 г.р., находится в командировке в Узбекистане. Согласно данным ф. 025/у «Медицинская карта амбулаторного больного» контактным, проживающим по адресу: г. Канск. ул. Восточная, 59, (Елисееву С.Н., Елисеевой А. С), лабораторное обследование было назначено 23.01.2012, фактически забор крови проведен 01.02.2012; по адресу: г. Канск, ул. Восточная, 55 (Елисеевой М.А., Елисеевой Е.В.), лабораторное обследование было назначено 23.01.2012, фактически забор крови проведен 02.02.2012.
Не обследованы лабораторно контактные, проживающие по адресу: г. Канск, ул. Восточная, 59, - Елисеева И.А., 1967 г.р., контактные в организованном коллективе (группа 41 С Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Канский политехнический колледж» - 28 человек, из них осмотрены 30.01.2012 - 11 человек, отсутствует первичный осмотр и наблюдение контактных из числа преподавателей, а также клинико-лабораторное обследование учащихся и преподавателей), что является нарушением п.п. 5.4.1., 5.4.2.. 5.4.3. СП 3.1.2825 - 10 «Профилактика вирусного гепатита А», п.п. 4.1. 4.2, 4.6. 4.7. 5.1.1. 5.1.9. 5.1.11 СП 3.1.958 -00 «Профилактика вирусных гепатитов». Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами», п. 15:1 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- не организовано проведение заключительной дезинфекции в домашнем очаге силамиспециализированного учреждения дезинфекционного профиля – заявка в организацию дезинфекционного профиля по проведению заключительной дезинфекции не представлена,
результаты проведения заключительной дезинфекции (акт выполненных работ и другие документы) не представлены, что является нарушением п.п. 5.З.1., 5.3.2., 5.З.З.. 5.3.5. СП 3.1.2825 - 10 «Профилактика вирусного гепатита А», п.п. 4.10, 5.1.31 СП 3.1.958 - 00 «Профилактика вирусных гепатитов», п.п. 4.2.2, 4.3.6 СП 3.5.1378 - 03 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;
- не обеспечено проведение вакцинации контактных по эпидемическим показаниям, являющейся основным профилактическим мероприятием, направленной на локализацию и ликвидацию очага гепатита А:
у Елисеева А.С, 19 лет, учащегося в ФГОУ «Канский политехнический колледж» (группа 41 С), проживающего по адресу: Красноярский край. г. Канск, ул. Восточная, д. 59, диагноз: Вирусный гепатит А установлен 26.01.2012. Контактных в домашнем очаге 6 человек (взрослых) по адресу: ул. Восточная 59-3 контактных, по адресу: ул. Восточная 55 - 3 контактных. По состоянию на 02.02.2012 не привито 6 взрослых.
Контактных в ФГОУ «Канский политехнический колледж» (группа 41 С) - 28 человек. По состоянию на 02.02.2012 не привито против острого вирусного гепатита А 28 человек из числа контактных, что является нарушением п.п. 5.4.4. 5.4.8, 5.4.9, р. VI. п. 6.2 СП 3.1.2825 - 10 «Профилактика вирусного гепатита А», п.п. 5.1.5, 5.1.6 СП 3.1.958 - 00 «Профилактика вирусных гепатитов», п.п. 18.1, 18.2. 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
В связи с выявлением указанных обстоятельств специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Быковой О.А. 08.02.2012 в отношении муниципального бюджетного учреждения «Канская центральная городская больница» составлен протокол № 73 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ.
Постановлением от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении учреждение привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ; заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 21.02.2012 № 43, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23. КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления), частью 2 статьи 14.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 23.13 КоАП РФ рассматривать дела от имени названных органов вправе:
1) главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;
2) главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;
4) главные государственные санитарные врачи городов, районов.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.01.2005 № 25, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Красноярского края непосредственно и через территориальные отделы.
Приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 № 40 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены, в том числе начальники территориальных отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 08.02.2012 № 73 составлен уполномоченным лицом – специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Быковой О.А.
Постановление по делу об административном правонарушении от 21.02.2012 № 43 вынесено заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске – заместителем главного государственного санитарного врача по в г. Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам Тертычной О.А. в пределах своих полномочий.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 08.02.2012 № 73 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 08.02.2012 № 73 составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 02.02.2012, получено заявителем 03.02.2012). Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено, постановление от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (протокол от 08.02.2012 № 73 об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.02.2012 № 114, сопроводительное письмо от 09.02.2012 № ОТ-561, почтовое уведомление о вручении заказного письма № 66361349004170).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение лицами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а именно:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из материалов дела следует, что заявителю вменено нарушение отдельных требований СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита A» (вместе с «СП 3.1.2825-10. Профилактика вирусного гепатита A. Санитарно-эпидемиологические правила») (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2011 N 19787), СП 3.1.958-00, СП 3.1/3.2.1379-03, СП 3.5.1378-03.
Согласно пункту 5.3.1 СП 3.1.2825-10 при выявлении больного ОГA медицинский работник лечебно-профилактической организации (врач, фельдшер, средний медицинский работник) организует проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, включая текущую и заключительную дезинфекцию, направленных на предупреждение заражения окружающих.
Заключительная дезинфекция в домашних очагах, коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах проводится после госпитализации (смерти) больного и осуществляется специалистами организаций дезинфекционного профиля по заявкам организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Текущая дезинфекция проводится населением (пункт 5.3.2. СП 3.1.2825-10).
При выявлении случая ОГA в организованных коллективах после изоляции больного осуществляется заключительная дезинфекция, объем и содержание которой зависят от характеристики очага. Дезинфекционные мероприятия проводятся сотрудниками организаций дезинфекционного профиля в границах очага, определяемых специалистами органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В последующем проводится текущая дезинфекция силами сотрудников организации, в которой выявлен случай ОГA. Ответственность за организацию и проведение дезинфекции несет руководитель данного учреждения (пункт 5.3.3. СП 3.1.2825-10).
Согласно пункту 5.3.5 СП 3.1.2825-10 для заключительной и текущей дезинфекции в очагах ОГA используют зарегистрированные в установленном порядке дезинфицирующие средства, эффективные в отношении ВГA.
В соответствии с пунктом 5.4.1 СП 3.1.2825-10 в очаге ОГA выявляются лица, имевшие контакт с больным. Контактные лица подлежат учету, обследованию, наблюдению и вакцинопрофилактике по эпидемическим показаниям.
В силу пункта 5.4.2. СП 3.1.2825-10 при проведении мероприятий в очагах ОГA необходимо обеспечить раннее выявление среди контактных лиц больных этой инфекцией (прежде всего со стертой и безжелтушной формами).
Все контактные лица, выявленные в границах очага, подвергаются первичному медицинскому осмотру с последующим медицинским наблюдением в течение 35 дней со дня разобщения с источником инфекции, включающим опрос, термометрию, наблюдение за цветом склер и кожных покровов, окраской мочи, размером печени и селезенки, а также клинико-лабораторному обследованию в соответствии с пунктом 2.3 настоящих санитарных правил. Первичный осмотр и клинико-лабораторное обследование проводит медицинский работник (врач-инфекционист, врач-терапевт, фельдшер) лечебно-профилактической организации по месту проживания контактных лиц или месту работы (обучения, воспитания) в первые 5 дней после выявления больного и до введения вакцины против ОГA (пункт 5.4.3 СП 3.1.2825-10).
При отсутствии клинических признаков заболевания контактных лиц, ранее не привитых против гепатита A и не болевших этой инфекцией, вакцинируют по эпидемическим показаниям не позднее 5 дня с момента выявления больного ОГA. Вакцинация по эпидемическим показаниям является основным профилактическим мероприятием, направленным на локализацию и ликвидацию очага гепатита A. Сведения о проведенной вакцинации (дата, название, доза и номер серии вакцины) регистрируются во всех учетных формах медицинской документации, прививочном сертификате в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.4.4. СП 3.1.2825-10).
За детьми, не посещающими детские учреждения, и взрослыми, не относящимися к указанным выше профессиональным группам, наблюдение и клиническое обследование в течение 35 дней осуществляет медицинский персонал поликлиники (амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта) по месту жительства. Осмотр этих лиц проводят не реже 1 раза в неделю, по показаниям осуществляют лабораторные исследования, и в обязательном порядке – вакцинопрофилактику (пункт 5.4.8. СП 3.1.2825-10).
В детских дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах, детских домах, домах ребенка и оздоровительных учреждениях наблюдение за контактными лицами, забор и доставка материала для лабораторного исследования, проведение вакцинации, обучение персонала учреждения правилам противоэпидемического режима и работа по гигиеническому воспитанию с родителями детей из пораженного ОГA коллектива осуществляется врачом и медицинской сестрой этих учреждений. При отсутствии медицинских работников в данных учреждениях эта работа обеспечивается поликлиникой, которая обслуживает указанные выше объекты пункт (пункт 5.4.9. СП 3.1.2825-10).
Вакцинацию населения против ОГA проводят в соответствии с действующим календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, региональными календарями профилактических прививок и инструкциями по применению препаратов, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации в установленном порядке (пункт 6.2. СП 3.1.2825-10).
Согласно пункту 4.1 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.1.958-00» (утв. Минздравом РФ 01.02.2000) первичные мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага, осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или другой медицинский работник, выявивший больного.
В силу пункта 4.2 СП 3.1.958-00 выявление больных вирусными гепатитами осуществляют медицинские работники учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при амбулаторном приеме, посещении больного на дому, устройстве на работу и периодических медицинских осмотрах определенных групп населения, наблюдении за детьми в коллективах, при обследовании контактных в очагах инфекции, а также лабораторном обследовании лиц из групп высокого риска заражения вирусом гепатитов A, B, C, D, G (медицинские работники, пациенты отделений гемодиализа, доноры, персонал учреждений службы крови и др.).
При выявлении больного вирусным гепатитом медицинский работник лечебно - профилактического учреждения (семейный врач, врач участка, детского учреждения, госпитальный эпидемиолог, др.) организует и осуществляет комплекс первичных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заражения окружающих. Выявляются лица, имевшие контакт с больным в период его заразительности. Контактные подлежат учету, обследованию и наблюдению. Сведения о них фиксируются в листе медицинского наблюдения (пункт 4.6 СП 3.1.958-00).
В очагах ВГ необходимо выявить детей, посещающих организованные коллективы, лиц, участвующих в приготовлении пищи и реализации пищевых продуктов, персонал интернатных учреждений, доноров крови и других биологических материалов, беременных, подростков, работников детских учреждений, персонал службы крови и других медицинских работников. С контактными проводят беседы о мерах профилактики вирусных гепатитов, о симптомах этих заболеваний, осуществляют клиническое и лабораторное обследование для выявления больных и носителей вирусов (пункт 4.7. СП 3.1.958-00).
После госпитализации больного в очаге организуют заключительную дезинфекцию, объем и содержание которой зависят от характеристики очага. Дезинфекционные мероприятия осуществляют в границах очага, определяемых эпидемиологом (пункт 4.10. СП 3.1.958-00).
При проведении мероприятий в очагах (прежде всего в детских коллективах) необходимо обеспечить раннее выявление среди контактных больных этой инфекцией (особенно со стертой и безжелтушной формами), организовать их регулярное клиническое обследование (наблюдение за цветом склер, окраской мочи, размером печени и селезенки) (пункт 5.1.1. СП 3.1.958-00).
В комплекс мер по профилактике ГA входит как пассивная (введение иммуноглобулина человеческого нормального), так и активная иммунизация – вакцинация (пункт 5.1.5. СП 3.1.958-00).
Для активной иммунизации против ГA применяются инактивированные вакцины отечественного и зарубежного производства, которые вводят дважды с интервалом в 6 - 12 месяцев. Вакцинация показана прежде всего детям, проживающим на территориях с высоким уровнем заболеваемости этой инфекцией (возрастные группы определяются данными эпиданализа), медицинским работникам, воспитателям и персоналу детских дошкольных учреждений, работникам сферы обслуживания населения и, прежде всего, занятым в организациях общественного питания, водопроводных и канализационных сооружениях. Прививки также показаны лицам, выезжающим в гиперэндемичные по гепатиту A регионы и страны (туристы, лица, работающие по контракту, военнослужащие), а также контактным лицам в очагах по эпидпоказаниям. Массовую вакцинацию против гепатита A не проводят (пункт 5.1.6. СП 3.1.958-00).
Всех лиц, проживающих в границах очага, подвергают осмотру в день регистрации больного и медицинскому наблюдению в течение 35 дней со дня разобщения с источником. Лица, подозреваемые как источник инфекции, подвергаются клинико - лабораторному обследованию, включая определение маркеров ГA (анти-ВГA IgM в крови, антиген вируса ГA в фекалиях). Определяют активность аминотрансфераз в крови.
О контактных детях, воспитывающихся и обучающихся в коллективах, ставят в известность медицинский персонал этих учреждений. Детей допускают в коллективы с разрешения педиатра и эпидемиолога при условии их полного здоровья, при указаниях на перенесенный ранее ГA, введении иммуноглобулина или вакцинации против ГA. За ними устанавливают регулярное наблюдение в течение 35 дней. При наличии показаний в кратчайший срок (до 10 дня от начала контакта с больным) детям, находившимся в контакте, проводят экстренную иммуноглобулинопрофилактику, которую назначает врач поликлиники (амбулатории) по согласованию с эпидемиологом. Иммуноглобулин не назначают при наличии ГA в анамнезе, при обнаружении защитного уровня антител в сыворотке контактного, при наличии медицинских противопоказаний и в тех случаях, когда не прошло 6 месяцев после предыдущего введения такого же препарата. Дозы титрованных серий иммуноглобулина не отличаются от тех, которые назначают при предсезонной профилактике.
О взрослых лицах, общавшихся с больным ГA по месту жительства, занятых приготовлением пищи и реализацией пищевых продуктов (организации общественного питания и т.п.), уходом за больными в ЛПУ, воспитанием и обслуживанием детей, обслуживанием взрослого населения (проводники, стюардессы и т.п.), сообщается руководителям этих учреждений, в соответствующие здравпункты (медико - санитарные части) и центры госсанэпиднадзора.
Руководители этих учреждений обеспечивают контроль за соблюдением контактными правил личной и общественной гигиены, обеспечивают медицинское наблюдение и отстраняют их от работы при появлении первых признаков заболевания. Содержание наблюдения за взрослыми эпидемиологически значимых профессий не отличается от такового в отношении детей.
За детьми, не посещающими детские учреждения, и взрослыми, не относящимися к указанным выше профессиональным группам, наблюдение и клиническое обследование в течение 35 дней осуществляет медицинский персонал поликлиники (амбулатории, фельдшерско - акушерского пункта). Осмотр этих лиц проводят не реже 1 раза в неделю, по показаниям осуществляют лабораторные исследования и иммуноглобулинопрофилактику.
Каждый медицинский работник, осуществляющий наблюдение за контактными, систематически проводит работу по гигиеническому воспитанию. Все меры, направленные на ликвидацию очага, отражаются в карте эпидемиологического обследования и в амбулаторной карте больного ГA, в которую вклеивается особый лист наблюдения за контактными. В этих же документах фиксируется окончание мероприятий в очаге и результаты наблюдения за контактными (пункт 5.1.9. СП 3.1.958-00).
Больных с любой установленной клинической формой ГA регистрируют в ЦГСЭН и из учреждений закрытого типа госпитализируют в инфекционные отделения. Больных с неясными симптомами госпитализируют в боксированное отделение, при благоприятных санитарно - коммунальных условиях, легком течении заболевания и обеспечении индивидуального ухода их изолируют на 2 - 3 дня в изоляторе учреждения для медицинского наблюдения, лабораторного обследования в целях уточнения диагноза. В очаге проводят заключительную дезинфекцию и определяют меры текущей дезинфекции. Лица, подозреваемые как источник инфекции для зарегистрированных больных ГA, подвергаются углубленному клинико - лабораторному обследованию, включая определение маркеров ГA. Пораженные группы (классы, больные отделений или палат) максимально изолируют от других групп, подразделений учреждения. Они не принимают участия в мероприятиях, проводимых с другими членами коллектива. В карантинной группе, классе, палате и т.п. отменяют систему самообслуживания, проводят беседы по гигиеническому воспитанию и мерам профилактики ГA.
В период наблюдения (в течение 35 дней с момента изоляции последнего больного ГA) не допускается перевод контактных детей, персонала детских и иных учреждений в другие группы, классы, палаты и в другие учреждения, за исключением особых случаев с разрешения эпидемиолога. Прием в карантинные коллективы (группы дошкольных учреждений, палаты и т.п.) новых лиц допускается по согласованию с эпидемиологом в случаях, если поступающий ранее перенес ГA, или предварительно получил высокотитрованный иммуноглобулин, или вакцинирован против ГA. Дети и взрослые лица эпидемиологически значимых профессий, бывшие в контакте с больным ГA, в стационаре (санатории и др.), ранее переболевшие ГA, допускаются в коллективы и учреждения.
В случае госпитализации контактного лица по другим причинам в соматическое, хирургическое и др. отделения медицинский персонал или руководитель карантинного коллектива обязаны сообщить администрации этого лечебного учреждения о пребывании госпитализированного в эпидемическом очаге гепатита A.
За лицами, бывшими в контакте с больными ГA, устанавливают медицинское наблюдение. Детей и персонал дошкольных учреждений, школьников начальных классов, больных стационаров, санаториев и т.п. осматривают ежедневно (опрос, осмотр кожи, склер и слизистых, термометрия, в дошкольных учреждениях дополнительно оценивается цвет мочи и фекалий) и 1 раз в неделю проводят углубленный осмотр с обязательным определением размеров печени и селезенки. Контактных других категорий (студенты, рабочие и др.) осматривают еженедельно.
По решению эпидемиолога, в зависимости от характеристики очага, назначаются однократные или повторные (с интервалом 15 - 20 дней) лабораторные обследования контактных. Они могут касаться всех лиц в границах очага или проводиться выборочно, включать биохимические исследования крови (определение активности аланин - аминотрансферазы) и определение маркеров ГA (анти-ВГA класса IgM в крови, антиген вируса в фекалиях). Лабораторное обследование лиц, общавшихся с больными ГA (определение в крови аланин - аминотрансферазы и специфических маркеров ГA), при наличии показаний проводят в детских дошкольных и других учреждениях по назначению педиатра и эпидемиолога.
Экстренную иммуноглобулинопрофилактику (ИГП) проводят препаратом с высоким титром антител по решению эпидемиолога и согласованию с врачом учреждения. Контингент, подлежащий ИГП, определяют с учетом конкретной эпидемической ситуации, времени, прошедшего от регистрации случая ГA и от предшествовавших введений этого препарата, перенесения в прошлом ГA, состояния здоровья контактных детского учреждения, стационара, санатория и других коллективов. Беременные, находившиеся в контакте с больным ГA, получают титрованный иммуноглобулин, за исключением женщин, иммунных к ГA.
В течение всего периода карантина контактным не проводят плановые прививки.
Персонал карантинных учреждений обучают правилам противоэпидемического режима, при этом обязательно мотивируют каждое из мероприятий, инструктируют о первых симптомах ГA и мерах при выявлении лиц с такими симптомами. Эту работу проводят с родителями детей из пораженного инфекцией коллектива, с детьми и взрослыми лицами, оказавшимися в контакте с больными ГA в стационаре, санатории и др. (пункт 5.1.11. СП 3.1.958-00).
В соответствии с пунктом 15.1 "СП 3.1./3.2.1379-03. 3.1./3.2. Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4716) лица, общавшиеся с больным по месту жительства, учебы, работы, в детской или оздоровительной организации, по эпидемическим показаниям подлежат медицинскому наблюдению, лабораторному обследованию и экстренной профилактике.
Профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 18.1 СП 3.1./3.2.1379-03. 3.1./3.2.).
Профилактические прививки населению проводятся государственными, муниципальными организациями здравоохранения или гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, осуществляющими деятельность в области иммунопрофилактики в установленном порядке (пункт 18.2 СП 3.1./3.2.1379-03. 3.1./3.2.).
В соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению (пункт 18.3 СП 3.1./3.2.1379-03. 3.1./3.2.).
Профилактическую и текущую дезинфекцию проводит специально обученный персонал детского учреждения, заключительную дезинфекцию, профилактическую, очаговую дезинсекцию, дератизацию - специально обученный персонал детского учреждения либо организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность (пункт 4.2.2 СП 3.5.1378-03).
Согласно пункту 4.3.6 СП 3.5.1378-03 при выявлении больного инфекционным заболеванием, при котором дезинфекция необходима как мера по предотвращению распространения этого инфекционного заболевания, в квартире, жилой комнате, номере проводится текущая дезинфекция, а после эвакуации больного - заключительная дезинфекция.
Несоблюдение муниципальным бюджетным учреждением «Канская центральная городская больница» приведенных требований норм и правил (непроведение медицинским работником лечебно-профилактической организации первичного осмотра и клинико-лабораторного обследования медицинским работником лечебно-профилактической организации контактных по месту проживания и учебы; непроведение заключительной дезинфекции в домашнем очаге силамиспециализированного учреждения дезинфекционного профиля; необеспечение проведения вакцинации контактных по эпидемическим
показаниям, являющейся основным профилактическим мероприятием, направленной на локализацию и ликвидацию очага гепатита А) подтверждается материалами дела, в том числе протоколом от об административном правонарушении от 08.02.2012 № 73, протоколом смотра от 02.02.2012), учреждением фактически не оспаривается.
При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) МБУЗ «Канская ГДБ» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях МБУЗ «Канская ЦГБ» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного учреждением административного правонарушения (равно как и обстоятельств, смягчающих ответственность), при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Из содержания постановления от 21.02.2012 № 43 следует, что за допущенное правонарушение административным органом учреждению назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.
Санкция статьи 6.3 КоАП в качестве меры (вида) административного наказания применительно к юридическим лицам предусматривает:
- предупреждение;
- административный штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
- административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 3.4 КоАП предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела судом не установлено смягчающих ответственность заявителя обстоятельств, при этом допущенные учреждением нарушения повлекли возникновение реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд полагает, что избранная ответчиком мера административного наказания (административный штраф в минимальном размере санкции статьи 6.3 КоАП РФ) соответствует совершенному МБУЗ «Канская ЦГБ» правонарушению.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления муниципального бюджетного учреждения «Канская центральная городская больница» о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2012 № 43 по делу об административном правонарушении, вынесенного заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Тертычной О.А., отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж