Судья Волкова Е.Л.
Дело № 33 – 11048
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Стрельцова А.С., Сергеева В.А., при секретаре Тотьмяниной Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Администрации Гремячинского городского поселения Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 15 июня 2016 года, которым постановлено: Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края в срок до 31.12.2015 года организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории городского округа «Город Губаха»
Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Гремячинска в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Гремячинского городского поселения о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой г. Гремячинска по обращению руководителя ООО «Млечный путь» выявлены нарушения администрацией Гремячинского городского поселения требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению). Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
Прокурор просит обязать администрацию Гремячинского городского поселения Пермского края в срок до 31.12.2016 года организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории Гремячинского городского поселения.
Судом постановлено приведенное выше решение. На постановленное судом решение представителем администрации Гремячинского городского поселения подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Указал, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по созданию службы по вопросам похоронного дела. Истцом не представлено достаточных доказательств того, какие именно права граждан на осуществление местного самоуправления были нарушены по исполнению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг. Считают, что ответчиком приняты все меры по организации оказания населению ритуальных услуг, в том числе и на безвозмездной основе. По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции.
Прокурором, на апелляционную жалобу представлены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, которые суд всесторонне и полно исследовал.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ).
При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что в Гремячинском городском поселении в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению).
Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено, что Решением Думы Гремячинского городского поселения от 27.04.2006 года № 71 утверждены Правила содержания мест погребения и порядок организации похорон на территории Гремячинского городского поселения. Согласно п. 4.2. указанного решения на специализированную службу возлагаются обязанности: захоронение умерших, личность которых не установлена; захоронение одиноких граждан за счет средств государственного или муниципального бюджета; регистрация захоронений на действующих кладбищах в книге установленного образца; соблюдение установленной нормы отвода земельного участка для захоронений и правил подготовки могил; содержание в исправном состоянии ограды кладбищ, дорог, площадок, инженерного оборудования и их ремонт; уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбищ, их обновление; удаление и вывоз с территории кладбищ засохших цветов и венков; систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора; наполнение существующих емкостей водой для поливки насаждений.
Муниципальные контракты, заключенные администрацией Гремячинского городского поселения с ООО «Производственно-технический комплекс»; с индивидуальным предпринимателем Блоцким С.Н. на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории муниципального образования «Гремячинского городского поселение», не содержат условий, гарантирующих оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и реализации в полном объеме положений, предусмотренных п.4.2. решения думы Гремячинского городского поселения от 27.04.2006 г. № 71.
Согласно ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории Гремячинского городского поселения Пермского края, нарушает права жителей округа на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют. Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка ответчика на то, что в соответствии с муниципальными контрактами ответчик, по существу, организовал оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению, за счет бюджета муниципального образования являются неосновательными и противоречат выводам суда первой инстанции основанных на требованиях закона. Согласно Указа Президента РФ от 29.06.1996 года № 1001, оказание близким родственникам умершего и другим лицам гарантированного законом перечня услуг по погребению на безвозмездной основе не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования необходимых средств. С учетом характера возложенной на орган местного самоуправления обязанности срок решения исполнения суда является разумным. Ответчик не лишен права обратиться в суд с требованием о представлении отсрочки в исполнении решения суда.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Администрации Гремячинского городского поселения Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 15 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: