Дело № 2-362/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2012 года г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Иванова О.В.,
при секретаре Григорьевой Е.Н.
с участием: истца Фролова В.Н.,
ответчика - представителя Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики - Чувашии по доверенности Лысовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ядринского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Фролов В.Н. о признании незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ года под номером № № об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 год - прохождение действительной военной службы в Вооруженных силах СССР,
с 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 год и период работы с 1 сентября 2010 года по 29 декабря 2010 года работа в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ Ядринского района;
с 9 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года – прохождение курсов повышения квалификации;
с 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года – работа в должности директора и должности тренера- преподавателя на 1 ставку в МБОУ ДОД «ДЮСШ «ФСК «Присурье» Ядринского района ЧР, признании за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с 24 ноября 2011 года,
у с т а н о в и л:
Фролов В.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики – Чувашии от 5 декабря 2011 года под номером № 49 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его службы в Советской Армии и трудовой деятельности –
с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 год - прохождение действительной военной службы в Вооруженных силах СССР,
с 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 год и период работы с 1 сентября 2010 года по 29 декабря 2010 года работа в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ Ядринского района;
с 9 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года – прохождение курсов повышения квалификации;
с 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года – работа в должности директора и должности тренера- преподавателя на 1 ставку в МБОУ ДОД «ДЮСШ «ФСК «Присурье» Ядринского района ЧР, также о признании за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента первоначального обращения, то есть с 24 ноября 2011 года.
Иск мотивирован тем, что при разрешении его заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики – Чувашии незаконно отказало ему во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, действительную военную службы в Вооруженных силах СССР в период с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 год, периоды трудовой деятельности с 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 год и период работы с 1 сентября 2010 года по 29 декабря 2010 года в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ Ядринского района;
с 9 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года – прохождение курсов повышения квалификации;
с 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года – работа в должности директора и должности тренера- преподавателя на 1 ставку в МБОУ ДОД «ДЮСШ «ФСК «Присурье» Ядринского района ЧР.
Таким образом, решением указанной комиссии включены только его периоды работы общей продолжительностью 12 лет 11 месяцев 28 дней, и ему отказали в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Считает данный отказ необоснованным, так как его педагогический стаж на время обращения составляет более 25 лет, в связи с чем он имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости
Право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года, «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим в спорные периоды работы. Данным постановлением утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение). Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с п. 1 Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитываются и служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву ( в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день службы за два дня работы.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
С 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 года, с 1 сентября 2010 года по 29 декабря 2011 год истец работал в должности тренера-преподавателя Ядринской ДЮСШ.
В соответствии с правилами исчисления периодов работы период работы в должности тренера-преподавателя в детско-юношеской школе должен входить в педагогический стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как наименование должности (тренер-преподаватель) и наименование учреждения (детско-юношеская спортивная школа) соответствует этим правилам.
Курсы повышения квалификации с 29 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года проходил с сохранением зарплаты, начисление в пенсионный фонд производилось.
Постановлением главы Ядринской районной администрации № 721 от 21 октября 2010 года МУ ФСК «Присурье» реорганизован в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «ДЮСШ «Физкультурно-спортивный комплекс «Присурье» Ядринского района ЧР. Имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности.
С 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года истец работал в должности директора и должности тренера-преподавателя на 1 ставку муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «ДЮСШ Физкультурно-спортивный комплекс «Присурье» Ядринского района ЧР, а не в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ФСК «Присурье», то есть наименование должности и наименование учреждения соответствует правилам исчисления периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Истец Фролов В.Н. требует включить эти периоды в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
В ходе судебного разбирательства истец Фролов В.Н. просит удовлетворить иск, за исключением включения периода работы с 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 год, поскольку решением Комиссии Управления ПФР в Ядринском районе ЧР от 1 августа 2012 года, то есть после обращения в суд, указанный период включен в специальный стаж, и в настоящее время продолжительность его стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 22 года 10 дней при требуемом стаже не менее 25 лет.
Ответчик- представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики - Чувашии по доверенности Лысова Р.И. исковые требования Фролова В.Н. не признала, по мотивам, указанным в решении № № от ДД.ММ.ГГГГ года и № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2001 года №173 стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, должен составлять не менее 25 лет, независимо от возраста.
При определении права на досрочную трудовую пенсию в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует руководствоваться Списком должностей и учреждений, а так же Правилами применения этого Списка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и указанных выше Списках и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсия за выслугу лет) регулировалось ст.80 Закона РФ от 20.11 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятыми на основании ст.83 Закона РФ от 20.11.1990 года Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, что дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года, регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1991 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются так же Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
Право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года, «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим в спорные периоды работы.
Данным постановлением утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Но в данном Перечне не предусмотрена возможность включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов прохождения военной службы.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитываются и служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1,2,3 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем). В соответствии с п.12 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года, указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, имевшее место до 01.01.1992 года, могут быть включены в стаж в соответствии с указанными нормативными актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года, а так же Списками, утвержденными постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет 8 месяцев.
Из материалов дела следует, что у истца Фролова В.Н. на момент обращения за пенсией УПФ РФ в Ядринском районе ЧР от 24 ноября 2011 года специальный стаж установлен в размере более требуемых 16 лет 8 месяцев.
Исходя из изложенного, подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, действительная военная служба в Вооруженных силах СССР в период с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 года, что составляет по расчетам пенсионного дела 2 года 3 месяца 24 дня.
Ранее действующее законодательство, в частности, подпункт «ж» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривало включение учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности периодов обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
На основании ст. 187 Трудового Кодекса РФ работнику гарантировано сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства.
Согласно справке № 109 от 8 ноября 2011 года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрин Фролов В.Н. проходил курсы повышения квалификации с 29 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года.
Поскольку истец находился на курсах повышения квалификации в период действия вышеуказанных нормативных актов, которые запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не содержали, трудовые отношения с истцом на период нахождения его на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанный период он находился в командировке, ему выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления, суд считает необходимым включить указанный период в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, требования истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его службы в Советской Армии –
с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 год и с 9 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года – прохождение курсов повышения квалификации - подлежат в удовлетворении.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
По состоянию на 1 января 2001 года у истца Фролова В.Н. соответствующий стаж работы, то есть продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев в должности тренера-преподавателя отсутствовал.
Из данных трудовой книжки истца видно, что он в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. работал учителем физкультуры СОШ, то есть не состоял в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
При таких обстоятельствах требования истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности с 1 сентября 2010 года по 29 декабря 2010 года в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ Ядринского района и с 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года в должности директора и должности тренера-преподавателя в МБОУ ДОД «ДЮСШ «ФСК «Присурье» Ядринского района ЧР подлежат отказу в удовлетворении.
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ года № № продолжительность стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Фролову В.Н. установлена 22 года 0 месяцев 10 дней при требуемом стаже не менее 25 лет, в данный стаж включен период работы истца с 15 августа 1988 года по 31 августа 1997 года в должности тренера-преподавателя.
При сложении стажа, исчисленного пенсионным органом, а так же действительную военную службы в Вооруженных силах СССР продолжительностью 2 года 3 месяца 24 дня, курсы повышения квалификации 3 дня, продолжительность специального стажа будет составлять менее 25 лет. Поэтому исковые требования истца Фролова В.Н. о признании за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с 24 ноября 2011 года подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ года № № об установлении Фролов В.Н. продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложить на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Ядринском районе Чувашской Республики – Чувашии обязанности включить в стаж работы Фролова Владислава Николаевича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, прохождение действительной военной службы в Вооруженных силах СССР в период с 22 октября 1981 года по 15 февраля 1984 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 сентября 2008 года по 1 октября 2008 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца через Ядринский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий О.В. Иванов