Дело № 2-372/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года с. Стерлибашево
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Семенова И.С.,
при секретаре Ибрагимовой Р.И.,
с участием истца Гафеевой Ф.Х., представителя ответчика Калимуллина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гафеевой Ф.Х. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, мотивируя тем, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Причина отказа – отсутствие требуемого специального трудового стажа для лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
На основании изложенного просит:
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное, в части:
А) не включения в ее специальный стаж следующих периодов работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
Б) зачета в ее специальный стаж только в календарном порядке следующих периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ.
Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды ее работы в календарном порядке:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ.
Обязать ответчика назначить ей пенсию с момента возникновения права на пенсию, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец Гафеева Ф.Х. исковые требования поддержала, просила удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) пояснил, что у истицы отсутствует требуемый ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный трудовой стаж работы 25 лет для лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав участников процесса и изучив материалы дела, приходит к следующему:
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ (далее Пенсионный фонд) № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Причина отказа - отсутствие 25 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Пенсионным фондом истцу засчитано в стаж лечебной деятельности только <данные изъяты>.
В специальный стаж истца не были зачтены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации.
Также, исходя из Решения Пенсионного фонда ей засчитаны только в календарном порядке следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ.
Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьями 73, 79 Федерального закона № 323-ф3 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума 14.06.2006г., и опубликованном в «Бюллетене ВС РФ» 2006г. № стр.29.
Исходя из изложенного, суд считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Согласно пункту 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, утв. Постановлением от 29.11.1989г. №375/24-11, «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий..., в других случаях. когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В указанных нормативных правовых актах четко прослеживается смысл о том, что отпуска до 1,5 лет засчитывались в стаж работы по специальности на льготных условиях и в льготных размерах (например, как «год за полтора» или «1 год как 1 год и 3 месяца»). Отпуска же до трех лет тоже засчитывались в стаж работы по специальности, но в календарном порядке, т.е. без применения льготного исчисления.
Таким образом, поскольку истец находился в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанные периоды должны распространяться нормы законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, и период пребывания истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет должен быть исчислен в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца). Аналогичных выводов придерживается и правоприменительная практика (пункт 15 Постановления Пленума НС РФ от 20.12.2005г. № 25). Разница исчисления стажа между календарным (1 год 5 месяцев 20 дней) и льготным порядком (1 год 10 месяцев 2 дня) составляет 4 месяца 12 дней.
Периоды нахождения на больничных листах по беременности и родам также подлежат исчислению в льготном порядке.
Согласно статье 255 Трудового кодекса РФ, женщинам, на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, предоставляются отпуска по беременности и родам. Аналогичная норма предусматривалась и ранее в Кодексе законов о труде.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Иными нормативными актами не предусматривается исключение указанных периодов из специального стажа, также как и не содержится указаний по ограничению их исчисления только в календарном порядке.
Кроме того, представляется совершенно социально несправедливым включение в специальный стаж в льготном порядке периодов предшествующих декретному отпуску и непосредственно следующего после него, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Таким образом, суд считает, что периоды нахождения в отпусках по беременности и родам подлежат исчислению и зачету в стаж в льготном порядке 1 год работы как 1 год и 3 месяца, т.к. в данный период истец работал в учреждении расположенном в сельской местности. Разница исчисления стажа между календарным (4 месяца 11 дней) и льготным порядком (5 месяцев 13 дней) составляет 1 месяц 2 дня.
Таким образом, с учетом указанных периодов, подлежащих зачислению, специальный медицинский стаж истца на день обращения (03.03.2014г.) за назначением пенсии составлял:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает с момента обращения в пенсионный фонд при наличии необходимого трудового стажа, однако с учетом того, что ответчиком пенсионный стаж истца был подсчитан неверно, истец своевременно не смог реализовать свое право на назначение досрочной трудовой пенсии, которое возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требования истца.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом, то есть уплаченная государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 98, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Гафеевой Ф.Х. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии по старости.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное, в части:
А) не включения в специальный стаж Гафеевой Ф.Х. в календарном порядке следующих периодов работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
Б) зачета в специальный стаж Гафеевой Ф.Х. только в календарном порядке следующих периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периода нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ.
Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы Гафеевой Ф.Х.:
1) в календарном порядке:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
2) в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периода нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГБУЗ РБ Стерлибашевская ЦРБ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 02.01.2015г., т.е. со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Семенов