Решение по делу № 33-1159/2014 от 21.08.2014

Судья: Рамазанова И. И. Дело № 33-1159 2014 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 сентября 2014 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Хапачевой Р. А.

судей: Козырь Е. Н. и Муращенко М. Д.

при секретаре: Хаджемуковой М. Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков по делу Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея и Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02 июля 2014 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Тахтамукайского района РА в защиту прав и законных интересов Хатит К.С. к Фонду социального страхования РФ, ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА о понуждении в исполнении определенных действий, удовлетворить частично.

Обязать Фонд социального страхования РФ выделить ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА за счет средств федерального бюджета денежные средства, необходимые для обеспечения Хатит К.С. санаторно-курортной путевкой за 2013 год в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, в санаторно-курортную организацию, включенную в Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА предоставить Хатит К.С. за счет средств федерального бюджета, выделенных Фондом социального страхования РФ, санаторно-курортную путевку за 2013 год в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, в санаторно-курортную организацию, включенную в Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р. А., объяснения представителя ответчика ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА по доверенности Дидухову Б. Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Аутлева А. М. в интересах Хатита К. С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах Хатита К. С. с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея, Фонду социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указав в обоснование заявленных требований, что Хатит К. С. является инвалидом 3 группы и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении. 22.04.2014 года Хатит К. С. обратился в ГУ ФСС РФ по РА с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, которая ему не была предоставлена. Прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Хатиту К. С. путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий, соответствующий профилю его заболевания за счет средств ФСС России.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Адыгея исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.

Судом принято обжалуемое решение.

ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. При этом ссылается на те же доводы, что в возражение исковых требований и указывает на то, что суд не принял во внимание, что обязательства Фонда социального страхования ограничиваются средствами, выделяемыми Фонду из федерального бюджета. Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах средств, выделенных на эти цели. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются льготным категориям граждан в порядке очередности подачи заявлений, в связи с чем фактически решением суда Фонд обязан выдать истцу путевку на санаторно-курортное лечение вне очереди. Кроме того обращает внимание на обстоятельство, на которое они не ссылались в суде первой инстанции, что Хатиом К. С. не была представлена новая справка о нуждаемости в путевке, а по справке, которая имеется у ответчика, он уже был обеспечен путевкой.

Фонд социального страхования РФ в поданной апелляционной жалобе просит также отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на идентичные доводы.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.

Представитель ГУ ФСС РФ по РА по доверенности Дидухова Б. Б. в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.

Хатит К. С. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в суд апелляционной инстанции не явилась.

Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ознакомившись с материалами дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался ст. 7 Конституции РФ, нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Хатит К. С. является инвалидом 3 группы и в соответствии с действующим законодательством имеет право на государственную социальную помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг, входит, в том числе, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Санаторно-курортные путевки выдают исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения гражданам по месту жительства в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Из материалов дела усматривается, что 22.04.2014 года Хатит К. С. обратился в ГУ регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РА с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку установленного образца о нуждаемости в таком лечении. Представленная истцом справка для получения путевки ответчиком была принята и по основанию отсутствия такой справки документы Хатиту К. С. возвращены не были.

Однако ответчиком в 2014 г. путевка на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания истцу не предоставлена.

На день рассмотрения дела в суде право Хатит К. С. на получение санаторно-курортной путевки сохраняется, что подтверждается представленными в материалы дела медицинскими справками.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд с учетом норм закона, регулирующего спорное правоотношение, и установленных обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что Хатит К. С. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в связи с чем ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по мотивам недостаточности поступления финансовых средств из федерального бюджета в ФСС РФ, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, РФ приняла на себя обязательство по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как с постановленными при правильном толковании и применении норм материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Принимая во внимание, что Хатит К. С. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что требование истца не может быть удовлетворено ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, несостоятельны, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, по основанию, что справка для получения путевки истцом обновлена не была, поскольку на указанное обстоятельство ответчик не ссылался в суде первой инстанции, оно не было установлено в суде, поскольку не было определено как имеющие значение для дела.

Из материалов дела следует, что представленная справка Хатит К. С. датирована 09.04.2014 года (л.д. 29). С заявлением в Региональное отделение ФСС РФ по РА Хатит К. С. обратился 22.04.2014 года. Согласно пометки на бланке справки, она действительна в течение 6 месяцев. Соответственно, довод ответчика о том, что справка Хатит К.С. просрочена, либо уже использована, не подтвержден материалами дела. Кроме того, указанная справка истцу ввиду ее неприемлемости возвращена не была, ему не было предложено представить новую справку.

Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Адыгея и Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий: Р. А. Хапачева

Судьи: Е. Н. Козырь

М. Д. Муращенко

Председательствующий: Хапачева Р. А.

Судьи: Козырь Е. Н. и Муращенко М. Д.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Р. А. Хапачева

33-1159/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
16.09.2014Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее