Решение по делу № 2а-44/2016 (2а-464/2015;) ~ М-483/2015 от 23.12.2015

Дело а-44/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Гайны                                                                                          10 февраля 2016 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,

при секретаре Еловиковой О.А.,

с участием административного истца - представителя администрации Иванчинского сельского поселения Закирова В.А.,

представителя административного ответчика – заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Иванчинского сельского поселения к прокуратуре Гайнского района об отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ ,

установил:

Администрация Иванчинского сельского поселения обратилась в Гайнский районный суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Гайнского района об отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование требований указали, что прокуратурой Гайнского района в адрес администрации Иванчинского сельского поселения было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ . В представлении содержатся сведения о том, что в отношении администрации Иванчинского сельского поселения была проведена прокурорская проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями. Представление содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации Иванчинского сельского поселения Закирова В.А. и ФИО4, допустивших нарушение закона при исполнении своих должностных обязанностей. Администрация считает, что Ответчик не вправе требовать от организации привлекать конкретных должностных лиц к дисциплинарной ответственности по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Буквальное толкование требования Ответчика о привлечении к дисциплинарной ответственности конкретных и определенных должностных лиц противоречит требованиям законодательства о невмешательстве органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организации. Данное требование лишает право администрации на самостоятельный выбор принятия решения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии со степенью тяжести совершенных проступков и обстоятельствах, при которых они совершены. Ответчиком в представлении от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение законодательства в части отсутствия обращений в суд о взыскании задолженности. Администрация полагает, что обязанность органов местного самоуправления по взысканию в судебном порядке задолженности от граждан по внесению платы за наем жилого помещения, законодательством не предусмотрена. При этом, сроки и объем работы по взысканию в судебном порядке задолженности законодательством не урегулированы. Администрация считает, что обращение в суд о взыскании задолженности является правом, но не обязанностью, в связи с этим, отсутствие исковых заявлений о взыскании задолженности не может быть рассмотрено как нарушение законодательства. Просят отменить представление прокуратуры Гайнского района от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель администрации Иванчинского сельского поселения доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Просил отменить представление прокуратуры Гайнского района от ДД.ММ.ГГГГ . Дополнительно пояснил, что плата за наем жилых помещений по договорам социального найма в Иванчинском сельском поселении в конце календарного года, нанимателям жилых помещений направляются уведомления о необходимости произвести оплату. Так, если на момент проведения прокуратурой Гайнского района проверки задолженности по Иванчинскому сельскому поселению составляла <данные изъяты> рублей, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила <данные изъяты> коп., в том числе безнадежная задолженность <данные изъяты> копеек. В настоящее время в судебный участок направлено 21 заявление о взыскании задолженности.

Заместитель прокурора Гайнского района М.Л. Деревянко в судебном заседании пояснил, что с доводами административного истца не согласен, просил отказать в удовлетворении заявленных требований и пояснил следующее. В ноябре-декабре 2015 ода прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями. Проверкой установлено, что у населения Иванчинского сельского поселения, проживающих в муниципальном жилом фонде по договорам социального найма, перед администрацией Иванчинского сельского поселения имеется задолженность за пользование жилыми помещениями в размере <данные изъяты> рублей. Однако, администрацией поселения мер по своевременному обеспечению поступления средств за пользование жилыми помещениями не принимается, претензионная и исковая работа не проводится. Вместе с тем, в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, ходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, является одним из источников пополнения местного бюджета. При этом бюджет Иванчинского сельского поселения, как и бюджет Гайнского муниципального района, является высоко дотационным. Возникновение задолженности по внесению платы за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма вызвано не только в результате не исполнения нанимателями данной обязанности, но также в связи с бездействием администрации Иванчинского сельского поселения по наведению среди нанимателей платежной «дисциплины». Организации сбора платы и принудительному взысканию задолженности, о чем свидетельствует представленная администрацией информация. Полученные в бюджет средства за пользование жилым помещениями могли бы быть направлены на расходы по осуществлению капитального ремонта жилого фонда, тем более, что в администрации Иванчинского сельского поселения обязана выполнить ремонт более чем по 10 решениям суда. Вместе с тем, данный вид доходов даже не планируется в доходной части бюджета Иванчинского сельского поселения при утверждении бюджетов, поправки в бюджет вносятся уже по факту поступления средств, что также свидетельствует об отсутствии работы администрации поселения по обеспечению поступления данного вида дохода в бюджет поселения. Кроме того, в представлении прокуратуры содержится требование о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры. Данное требование основано на ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Однако, до настоящего времени, представление с участием представителя прокуратуры не рассмотрено. Представление внесено в рамках предусмотренных законом полномочий и прежде всего, направлено на устранение нарушений закона, в том числе обеспечение поступления средств от платы за пользование жилыми помещениями в бюджет сельского поселения для дальнейшего их направления, в том числе на ремонт жилого фонда и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Таким образом, представление прокуратурой внесено на законных основаниях, в том числе обоснованно в представлении поставлен вопрос по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации Иванчинского сельского поселения, поскольку эффективность деятельности органа местного самоуправления напрямую зависит от надлежащего выполнения работниками своих должностных обязанностей. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав представителя администрации Иванчинского сельского поселения, представителя прокуратуры Гайнского района, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что в ноябре-декабре 2015 ода прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями. Проверкой установлено, что у населения Иванчинского сельского поселения, проживающих в муниципальном жилом фонде по договорам социального найма, перед администрацией Иванчинского сельского поселения имеется задолженность за пользование жилыми помещениями в размере <данные изъяты> рублей. Однако, администрацией поселения мер по своевременному обеспечению поступления средств за пользование жилыми помещениями не принимается, претензионная и исковая работа не проводится. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Иванчинского сельского поселения Тиунова В.В. прокурором Гайнского района внесено представление об устранении нарушений законодательства регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями. В представлении прокурор потребовал от главы администрации Иванчинского сельского поселения безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Гайнского района, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями, и недопущению их повторного совершения. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации Иванчинского сельского поселения Закирова В.А. и ФИО4, допустивших нарушения закона при исполнении своих должностных обязанностей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 17 указанного закона органы местного самоуправления обязаны использовать предоставленные им полномочия для решения вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Из п. 1 ст. 215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса РФ К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Таким образом, принимая во внимание, что администрация Иванчинского сельского поселения, как собственник муниципального имущества, мер к взысканию образовавшейся задолженности по договорам социального найма не принимаются, прокурор Гайнского района правомерно внесено представление в адрес главы Иванчинского сельского поселения об устранении выявленных в результате проведенной проверки нарушений законодательства, регулирующего вопросы расчетов за пользование жилыми помещениями.

Вместе с тем, в данном случае пункт 2 представления прокурора "Привлечь к дисциплинарной ответственности" по мнению суда не может быть признан законным в силу следующего.

В статье 27 Закона о муниципальной службе указано, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192).

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора Гайнского района императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации Иванчинского сельского поселения Закирова В.А. и ФИО4, предоставив копию приказа о наказании противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Закона о муниципальной службе и Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 г. N 84-0, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

    Исковые требования администрации Иванчинского сельского поселения удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить представление прокурора Гайнского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в части требования "Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц".

В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.

Председательствующий:         подпись                                          Е.Н. Зубова

Копия

Судья                                                                                                  Е.Н. Зубова

2а-44/2016 (2а-464/2015;) ~ М-483/2015

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
администрация Иванчинского сельского поселения
Ответчики
прокурор Гайнского района
Суд
Гайнский районный суд
Судья
Зубова Екатерина Николаевна
23.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
25.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2016[Адм.] Судебное заседание
04.02.2016[Адм.] Судебное заседание
10.02.2016[Адм.] Судебное заседание
15.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2016[Адм.] Дело передано в архив
11.03.2016[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее