Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,
с участием: представителя административного истца - МИ ФНС России № 15 по Самарской области – Потехина С.А. по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Вагизова А.А. – Вагизовой А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Гашиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-146/19 по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 15 по Самарской области к Вагизову Александру Альфритовичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
МИ ФНС России № 15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с административным иском к Вагизову А.А., в котором просит: взыскать с ответчика недоимки по налогам и пени в размере – 115139,63 рублей, в том числе по транспортному налогу за период 2014г. в размере 38353 рублей, пени – 18,54 рублей, за период 2015г. налог в размере 31460 рублей, пени – 15,21 рублей, за период 2016г. налог в размере 45271 рубль, пени – 21,88 рублей.
Требования основаны на том, что Вагизов А.А. является налогоплательщиком указанного налога, в рассматриваемом периоде, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, в связи с чем, у нее возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде налога. В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок.Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ. Однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Также в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога ответчик не исполнил, в связи с чем, взыскание пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить при этом пояснил, что налог ответчиком не оплачен, вместе с тем, пояснил, о том, что за период 2014, 2015 г. истом пропущен срок обращения в суд и уважительных причин пропуска срока не имеется.
В судебном заседании представитель административного ответчика Вагизова А.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что действительно Вагизов А.А. не оплачивал налог за период 2014-2016г. в связи с тяжелым материальным положением, однако требования за период 2014-2015г.г. заявлены за пределами шестимесячного срока, если он пропущен, то возникают основания для отказа в иске в данной части, поскольку существуют пресекательные сроки по исполнению обязательств оплаты налоговых требований.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно, представленным данным, в указанные периоды Вагизов А.А. являлся собственником транспортного средства: <данные изъяты>
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом в ходе судебного заседания в обоснование законности взыскания с ответчика задолженности по налогам и пени представлены: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование №, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ., требование №.
Кроме того, Вагизову А.А. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за период 2014-2016г.
Впоследствии Вагизову А.А. было направлено требование № об уплате налога в размере 102060 рублей и пени в размере 475,44 рублей, срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Вагизову А.А. было направлено сводное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за период 2014-2016г.
Вагизову А.А. направлено требование № об уплате транспортного налога в размере 115084 рублей и пени в размере 55,63 рублей, срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
05.09.2018 года мировым судьей судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Вагизова А.А. недоимки, который определением мировым судьей судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области от 24.09.2018 года был отменен.
Однако суд, не находит оснований для взыскания недоимки по налогам и пени за период 2014-2015г., по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Так как Вагизов А.А. в 2014 и 2015 годах являлся собственником транспортных средств, то он, соответственно, являлся плательщиком транспортного налога.
Установленные обстоятельства, в совокупности с приведенными нормами права, указывают на предусмотренную законодательством обязанность Вагизова А.А. по своевременной уплате транспортного налога.
Так как в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, административный ответчик транспортный налог за 2014 и 2015 годы не уплатил, налоговый орган обратился в суд.
Возлагая на физических лиц обязанность по соблюдению принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения, КАС РФ и НК РФ установлен порядок обращения налоговых органов в суд в случае неуплаты налогов.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно положениям абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2014 год и 2015 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области ответчику выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в сумме 47849 рублей, в том числе транспортного налога в сумме 47303 рубля, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в сумме 40950 рублей, в том числе транспортного налога в сумме 40404 рубля, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку размер недоимки по налогам за 2014 и 2015 года превысил 3000 рублей, то налоговый орган обязан был обратиться с заявление о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 48 НК РФ, тогда как обращение в суд не последовало, т.е. был пропущен установленный срок, что не опровергается стороной административного истца, что в отсутствие ходатайства о его восстановлении и доказательств уважительности причин его пропуска является основанием к отказу в иске.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015 г.г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, суд считает, что исковые требования в данной части также удовлетворению не подлежат.
Сведений о том, что за период 2016 года налог в размере 45217 рубль и пени по транспортному налогу в размере 21,88 рублей оплачен ответчиком, суду представлено не было.
С учетом изложенного, с административного ответчика подлежит взысканию сумма недоимки по налогам и пени в размере 45292,88 рублей.
В данной части расчет проверен судом и признан верным.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, а в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления, судебные расходы в виде подлежащей уплате государственной пошлины в размере 1558,79 рублей подлежат взысканию с ответчика в доход государства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Вагизова Александра Альфритовича в доход государства в лице Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области сумму недоимки по пени по транспортному налогу в размере 45292,88 рублей.
В остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области – отказать.
Взыскать с Вагизова Александра Альфритовича в доход государства государственную пошлину в сумме 1558,79 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2019 года