Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Двубратский Резолютивная часть оглашена: 21 «апреля» 2015 г.
Мотивированное решение составлено: 24 «апреля» 2015 г.
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Анохина А.А.
при секретаре Ларионовой Л.Н.
с участием истца Серова С.В.
Рассмотрев в открытом выездном судебном заседании гражданское дело по иску Серова С.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Усть-Лабинском районе о защите прав, свобод и законных интересов, оформлении, начислении и выплате пенсии по инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Серов С.В., являющийся гражданином Республики Казахстан обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Лабинском районе, в котором просил защитить (восстановить) его права, свободы и законные интересы, обязать ответчика оформить, начислить, выплатить ему пенсию по инвалидности. В обоснование исковых требований Серов С.В. ссылался на то, что 11.06.2013 г. ему было выдано страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования № Пенсионного Фонда РФ.
05.03.2014 г. приговором Красноармейского районного суда Краснодарского края он был осужден по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ на 2 года лишения свободы. В период отбывания наказания 19.05.2014 г. ему была проведена медико-социальная экспертиза и установлена 3 группа инвалидности, о чем выдана справка серии МСЭ 2013 №. Отбывая наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ № 8 на территории Усть-Лабинского района Краснодарского края, он обратился в ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе с заявлением об оформлении, начислении и выплате пенсии по инвалидности 3 группы, но письмом от 26.01.2015 г. ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе ему в удовлетворении заявлении отказано, так как он не предоставил вид на жительство на территории РФ.
Он считает данный отказ в назначении пенсии незаконным, так как он с 2008 г. постоянно проживает на территории Российской Федерации, что отражено в постановлении Красноармейского районного суда Краснодарского края от 30.12.2014 г., а также поставлен на консульский учет в посольстве Республики Казахстан в г. Москве, и является застрахованным лицом. Поэтому, как иностранный гражданин постоянно проживающий на территории РФ, он имеет право на получение пенсии по инвалидности.
В судебном заседании истец Серов С.В. просил исковые требования удовлетворить в полном объеме по тем же основаниям, что и в исковом заявлении. Кроме этого, истец пояснил, что вид на жительство на территории РФ он не получал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, но в суд поступил письменный отзыв от 17.04.2015 г. № за подписью начальника ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе, в котором содержалась просьба рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика, и в иске Серова С.В. отказать по основаниям, приведенным в отзыве в связи с необоснованностью исковых требований Серова С.В.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно копии паспорта гражданина Республики Казахстан №, выданного 20.02.2008 г. Министерством юстиции Республики Казахстан, Серов С.В., <адрес> является гражданином Республики Казахстан. В паспорте имеется отметка о том, что 10.07.2008 г. Серов С.В. принят на консульский учет в консульстве Республики Казахстан на территории РФ.
11.06.2013 г. Пенсионным Фондом РФ выдано страховое Свидетельство обязательного пенсионного страхования № на имя Серова С.В..
Приговором Красноармейского районного суда Краснодарского края от 05.03.2014 г. Серов С.В. осужден по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ на 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
19.05.2014 г. Бюро медико-социальной экспертизы № 9 в г. Краснодаре, т.е. во время нахождения Серова С.В. под стражей было проведено освидетельствование Серова С.В., по результатам которого ему была установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание». Инвалидность установлена на срок до 01.06.2015 г., и дата очередного освидетельствования - 26.05.2015 г. Указанные сведения подтверждаются копией справки серии МСЭ-2013 № от 03.06.2014 г. на имя Серова С.В.
В конце 2014 г. осужденный Серов С.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю, обратился в ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе с заявлением о назначении ему страховой пенсии по инвалидности 3-ей группы.
Письмом от 26.01.2015 г. № за подписью начальника ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе заявителю Серову С.В. в назначении пенсии по инвалидности отказано по тем основаниям, что им не предоставлены все необходимые документы, в частности, вид на жительство иностранного гражданина, выданный органами внутренних дел РФ.
Суд считает, что вышеуказанный отказ ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе о назначении пенсии по инвалидности Серову С.В. является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ (в редакции от 31.12.2014 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.21 ФЗ РФ №400 «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958Н (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2014 г.), утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
В соответствии с абз.1 п.2 «Перечня» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В частности, пунктом 8 «Перечня» предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по инвалидности необходимы документы: а) о том, что гражданин является инвалидом; б) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; в) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
При этом в соответствии с абз.5 п.2 «Перечня» для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно п.60 «Перечня» документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 31.12.2014 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В части 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115 от 25.07.2002 г. приведены следующие основные понятия: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;
вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Истец Серов С.В. ссылается на то, что он постоянно проживает на территории РФ.
Статья 8 ФЗ РФ № 115 от 25.07.2002 г. содержит понятие «постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ РФ № 115 от 25.07.2002 г. в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Данная часть действует в редакции Федеральных законов от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ и от 27.07.2010 г. №227-ФЗ, т.е. в редакции принятой с учетом определения Конституционного суда РФ от 04.03.2004 г. №146-О, на которое ссылается Серов С.В.
В соответствии с ч.2 ст.8 вышеуказанного Закона до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Согласно ч.3 той же ст.8 вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
В соответствии с ч.4 статьи 8 вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно ч.6 ст.8 постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается.
Истец Серов С.В. как в исковом заявлении, так и в судебном заседании не сообщил о том, что ему в порядке, предусмотренном федеральным законом №115-ФЗ от 25.07.2002 г. был выдан вид на жительство на территории Российской Федерации, и не предоставил этот документ суду.
Напротив, как следует из копии миграционной карты № на имя Серова С.В. ему было разрешено временное пребывание в Российской Федерации в г. Краснодаре на срок с 31.12.2013 г. до 31.03.2014 г., и этот срок уже истек. Следовательно у Серова С.В. не было вида на жительство на момент его обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по Усть-Лабинскому району о назначении пенсии по инвалидности, и этот документ отсутствует у истца Серова С.В. и в настоящее время.
С учетом вышеизложенного суд не может согласиться с доводами истца Серова С.В. о том, что документом подтверждающим его постоянное проживание на территории Российской Федерации является постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 30.12.2014 г., а не вид на жительство.
В связи с тем, что при подаче иска в суд истцу Серову С.В. по его просьбе определением суда от 30.03.2015 г. была отсрочена уплата государственной пошлины в сумме 300 руб. до принятия судом решения по делу, то на основании ч.2 ст.103 ГПК РФ следует взыскать с ответчика Серова С.В. государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Серова С.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Усть-Лабинском районе о защите прав, свобод и законных интересов, оформлении, начислении и выплате пенсии по инвалидности, отказать.
Взыскать с Серова С.В. государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
Копию решения направить истцу и ответчику.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий А.А. Анохин