Решение по делу № 2-2419/2017 от 03.08.2017

Дело № 2-2419/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2017 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: истцов Иноземцева А.С. и Иноземцевой Е.Е., представителей ответчиков администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю. и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Дубининой Н.А., также являющейся представителем Правительства Ставропольского края, третьих лиц Правительства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края и по доверенностям Решетниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Иноземцева А.С. и Иноземцевой Е.Н. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Иноземцев А.С. и Иноземцева Е.Е. обратились в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в обоснование которого указали, что истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их, в списки на оказание единовременной материальной помощи, так как дом, в котором они проживали оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили частично имущество в результате наводнения в селе Левокумка, Минераловодского района.

Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа им были даны письменные отказы от 15.06.2017 года, согласно которых, они не были включены в список граждан, для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года по 27.05.2017 года.

Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: ...............

Им было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу: .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

Поскольку они постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: .............., который подвергся затоплению, то они имеют право на получение единовременной материальной помощи, однако до сих пор не могут её получить. Так как они не имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном.

Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.

В связи с чем, просят установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Представители третьих лиц Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей третьих лиц Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.

В судебном заседании истцы Иноземцев А.С. и Иноземцева Е.Е. заявленные требования поддержали, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Просят суд установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Представители ответчиков администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю. и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Дубинина Н.А., также являющаяся представителем Правительства Ставропольского края, третьи лица Правительства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края и по доверенностям Решетникова И.В. заявленные требования не признали, полают необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований о включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, поскольку истцы реализовали свое право на получение единовременной материальной выплаты помощи по месту своей постоянной регистрации в жилом помещении по адресу: .............., тем самым подтвердив факт проживания по указанному адресу. Поэтому в исковых требованиях следует отказать.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении требований истцов отказать в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п. «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 года «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» Правительством Ставропольского края от 2 июня 2006 года № 84-п разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, который определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременных денежных выплат являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

В целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях (пункт 5).

В целях реализации закона от 10 апреля 2006 года № 19-кз приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае».

Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Из анализа указанных нормативных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.

Так в судебном заседании установлено, что Иноземцев А.С. и Иноземцева Е.Н. с 17.11.1987 года по настоящее время, состоят на регистрационном учете в жилом помещении и зарегистрированы по месту жительства по адресу: ...............

Также в судебном заседании установлено, что Иноземцевой Е.Н. на основании выписики из Постановления главы администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 05.10.1992 года принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 88,00 кв.м., и земельный участок, площадью 800,00 кв.м., расположенные по адресу: .............., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ...............

В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек, в мае 2017 г., истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24 мая 2017 в Минераловодском городском округе.

15 июня 2017 года Иноземцеву А.С. и Иноземцевой Е.Н. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Истцы, ссылаясь на то, что на момент паводка в мае 2017 года фактически проживали в жилом помещении по адресу: .............., и в связи с паводком ими утрачено имущество первой необходимости, обратились в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.

Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как следует из материалов дела, установление юридического факта проживания в мае 2017 года истцам необходимо для предоставления социальных выплат в связи с паводком 2017 года.

В то же время, в судебном заседании установлено, что Иноземцев А.С. и Иноземцева Е.Н. состоят на регистрационном учете в жилом помещении и зарегистрированы по месту жительства по адресу: ...............

Согласно пояснениям истца Иноземцева А.С., данными им в судебном заседании, он, и его жена Иноземцева Е.Н. на основании поданного заявления были включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – сильного дождя в ночь на 23-24 мая 2017 года на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по месту регистрации по адресу: .............., и денежные средства им выплачены в полном объеме.

Согласно предоставленных в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края Управлением общественной безопасности списков граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильного дождя, произошедшей в ночь с 23-24 мая 2017 года, на получение единовременной материальной в размере 10 000 рублей и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в сумме 50 000 рублей, включены Иноземцев А.С. и Иноземцева Е.Н., зарегистрированные по месту жительства: ...............

Указанное обстоятельство истцами не отрицалось.

Следовательно, все истцы воспользовались своим правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа по месту регистрации по адресу: .............., которая оказывается только один раз, по тому месту жительства, о котором заявили сами истцы.

Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу истца, в результате чрезвычайной ситуации. Предусмотренные компенсационные выплаты, выплачиваемые в связи с чрезвычайными ситуациями, имеют цель частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, при этом с установленным балансом произведенных гражданам выплат и последствиям причиненного им ущерба в результате паводков.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что правовых оснований для признания права истцов на единовременную материальную помощь в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа не имеется.

Поскольку истцами право на получение единовременной материальной и финансовой помощи реализовано, то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, попавшим в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, и включения их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Иноземцева А.С. и Иноземцевой Е.Н. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в..............вой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено ...............

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.

2-2419/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иноземцева Елена Николаевна
Иноземцев Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
Правительство Ставропольского края
ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Министерство финансов Ставропольского края
Суд
Минераловодский городской суд
Судья
Залугин Сергей Валентинович
03.08.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2017[И] Передача материалов судье
04.08.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
07.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2017[И] Судебное заседание
19.09.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2017[И] Дело оформлено
23.10.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее