Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 г.
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием истца Наместникова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Наместникова Олега Александровича к администрации города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области о возмещении ущерба,
установил:
Наместников О.А. обратился в Городецкий городской суд Нижегородской области с исковым заявлением к администрации года Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области о возмещении ущерба в размере 100984 рублей и судебных расходов: оплаты услуг независимого эксперта в размере 5050 рублей и услуг представителя в размере 6000 рублей.
Из текста искового заявления следует, что 29 апреля 2017 года у дома № 26 по ул. Гидростроительная в г.Заволжье произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП). Актом № 24 инспектором ДПС ГИБДД МО МВД «Городецкий» выявлены недостатки в содержании дорог, а именно на проезжей части у дома № 26 на ул.Гидростроительная г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области имелась выбоина, длина которой составляет 1,80 м., ширина 1,30 м., глубина 12 см.. 9 июня 2017 года постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Городецкого судебного района Нижегородской области заместитель главы администрации г.Заволжья Городецкого муниципального района привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, в котором установлены выше перечисленные обстоятельства. В результате ДТП автомобилю истца марки *, государственный регистрационный знак *, причинены механические повреждения, которые отражены в справке о ДТП от 29 апреля 2017 года и акте осмотра повреждений выполненном независимым экспертом. Согласно экспертного заключения № 07-18 ООО «ПроЭксперт» стоимость ущерба составляет 100 985,00 рублей. Также истцом понесены расходы на оплату услуг эксперта в сумме 5050,00 рублей, 1000,00 рублей за услуги адвокатской конторы по составлению претензии, 5000,00 рублей за составление искового заявления. В адрес ответчика была направлена претензия, получен ответ об отказе.
В судебном заседании истец Наместников О.А. исковые требования поддержал, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил.
Представитель ответчика Администрации города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации").
Пункт 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, устанавливает предельные размеры отдельных просадок выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Согласно п. 1 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Кроме того, п. 11 ст. 6 Закона №257-ФЗ устанавливает, что дороги общего пользования, которым присвоен статус дороги муниципального, регионального и т.п. значения, передаются владельцу дороги на соответствующем вещном праве.
Согласно ст. 15 Закона №257-ФЗ, дорожную деятельность для местных дорог осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п.5 ч.1 статьи 14 указанного выше Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп. 12).
Вышеуказанными нормами прямо установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по указанным автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Муниципальное образование в лице его органов местного самоуправления несёт ответственность за вред, причиненный гражданам и их имуществу во всех случаях, кроме тех, когда обязанность по содержанию дорог возложена на других участников гражданских правоотношений.
Как установлено в судебном заседании истцу Наместникову О.А. на праве собственности принадлежит транспортное средство *, государственный регистрационный знак * (л.д. 26).
29 апреля 2017 года истец Наместников О.А., управляя принадлежащим ему транспортным средством *, государственный регистрационный знак *, совершил наезд на выбоину в дорожном покрытии, в результате чего автомобилю причинены механические*
Данный факт подтверждается справкой о ДТП (л.д.32), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.32- обратная сторона), актом выявленных недостатков с содержании дорог (л.д.34) и постановлением по делу об административном правонарушении от 09 июня 2017 года, вынесенным мировым судьей судебного участка № 1 Городецкого судебного района, которым должностное лицо – заместитель главы администрации города Заволжья Городецкого муниципального района привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 7-8).
Указанным постановлением, вступившим в законную силу, установлен факт ненадлежащего содержания автомобильной дороги на участке дороги у дома № 26 по ул.Гидростроительной г.Заволжья – наличие выбоины, длина которой составляет 1 метр 80 сантиметров, ширина 1 метр 30 сантиметров, глубина - 12 сантиметров, вследствие которого 29.04.2017 года в 2 часа 00 минут произошло ДТП.