Именем Российской Федерации
1 апреля 2016 года с. Русский Камешкир
Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Костиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора Камешкирского района Бычкова Ю.Н.,
при секретаре Первушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Постоянного судебного присутствия в с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешкирского района Пензенской области заявленного в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать системой технического контроля - видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камешкирского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Камешкирского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения в МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир по адресу: <адрес> <адрес>, отсутствует система видеонаблюдения.
В силуст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных ишкольныхучреждениях.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 с. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствие с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся работников образовательной организации.
Согласно Уставу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования, его учредителем является администрация муниципального района, а собственником имущества соответствующее муниципальное образование.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противостояние терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 3 ст. 5 вышеуказанного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации о 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системывидеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Согласно пункту 6.48 « СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем «видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
При проведении проверки прокуратурой района установлено, что системывидеонаблюденияза подступами к учреждению МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области и прилегающей территории МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области отсутствуют.
Отсутствие системывидеонаблюденияза подступами к учреждению дополнительного образования и прилегающей территории учреждения дополнительного образования отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения дополнительного образования, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения. Осуществление деятельности МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир, при отсутствии системывидеонаблюденияне обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Просит обязать МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир оборудовать систему технического контроля -видеонаблюдения, обеспечивающую безопасность в МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Камешкирского района Бычков Ю.Н. поддержал заявленные требования, а также подробно пояснил изложенные в нем обстоятельства. Просил суд обязать МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир оборудовать систему технического контроля -видеонаблюдения, обеспечивающую безопасность в МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области по адресу: с<адрес>.
Представитель ответчика - ФИО1, директор МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и против их удовлетворения не возражала.
Представитель третьего лица – администрации <адрес>, ФИО2., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.
Суд, выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Камешкирского района в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.
Согласност. 2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в образовательныхучреждениях.
На основании пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.п. 2, ч. 6, ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствие с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся работников образовательной организации.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем «видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры « Службы 112».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противостояние терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы не финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системывидеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийнойработысистем жизнеобеспечения).
Согласно Уставу МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области школаявляется образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования детей различной направленности. По своей организационно-правовой формеМБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкирявляется муниципальным бюджетным учреждением.
УчредителемМБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир является отдел образования Камешкирского района Пензенской области. Финансовое обеспечениешколы осуществляется, в том числе, в виде субсидий из муниципального бюджета.
Как следует из положений Устава МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области,Центрсоздаёт условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В судебном заседании установлено, что в МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области по адресу: с.<адрес>, отсутствуют системы видеонаблюденияза подступами к учреждениям образования и прилегающей территории образовательного учреждения, что подтверждается справкой о проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательной организации от <дата> года.
При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора Камешкирского района Пензенской области законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясьст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камешкирского района Пензенской области к МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию системытехнического контроля – видеонаблюдения,удовлетворить.
Обязать МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области оборудовать систему технического контроля -видеонаблюдения, обеспечивающую безопасность в МБУ ДО ЦДО с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Г.Костина