Решение по делу № 12-131/2015 от 02.03.2015

Дело № 12-131/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2015 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Фаррухшина Г.Р., при секретаре Морозовой С.Д., рассмотрев жалобу Рязанцева В.А. на постановление № 210 начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике Галкина К.А. от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ директора ООО <данные изъяты>» Рязанцева В.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>

У с т а н о в и л:

Постановлением № 210 от 15 января 2015 г. начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Галкина К.А. Рязанцев В.А. (далее по тексту - заявитель) привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Рязанцеву В.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с указанным постановлением, Рязанцев В.А. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Заявитель считает вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене ввиду нарушения требований норм КоАП РФ, регулирующих вопросы привлечения лица к административной ответственности, а именно:

- о времени о месте составления протокола об административном правонарушении, который был составлен 26.12.2014 г. заявитель был уведомлен лишь 25.12.2014 г., то есть менее чем за сутки до его составления. Уведомление о времени и месте составления протокола содержалось в акте № 247 от 25.12.2014 г.;

- дата начала и дата окончания совершения правонарушения налоговым органом указана неверно. В протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение совершено в период с 09.04.2013 г. по 01.12.2014 г. 09.04.2013г. - дата регистрации общества в качестве юридического лица. По мнению заявителя, правонарушение не могло начаться ранее первого случая осуществления расчетов без использования специального счета. Организация приступила к фактическому осуществлению деятельности к управлению многоквартирными домами с 01.06.2013 года, первые платежи без использования специального счета были произведены после 01.06.2013 г. По мнению заявителя, дата начала совершения правонарушения указана неверно. Также заявитель считает, что материалы дела не содержат доказательств того, что правонарушение совершалось до 01.12.2014 г. Также заявитель считает, что информацией о том, совершались ли операции по приему платежей от платежного агента и от юридических лиц на счета организации, не являющиеся специальными, в период с 26.11.2014 г. по 01.12.2014 г. налоговый орган на момент составления протокола не обладал.

- В обжалуемом постановлении административный орган не указал, каким образом он определил, что на вышеперечисленные цели были использованы денежные средства, которые поступили на счет ООО <данные изъяты> именно в качестве платы за коммунальные услуги, а не в качестве платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, что, по мнению заявителя, свидетельствует о безосновательности доводов административного органа в соответствующей части.

В судебное заседание Рязанцев В.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы и представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным, обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, МИФНС № 10 25 декабря 2014 г. при проведении проверки использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на специальный банковский счет (счета), установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "<данные изъяты> с <дата> по <дата> осуществляет деятельность в качестве поставщика электрической энергии, холодного водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения и отопления по адресу: <адрес>

Одним из видов деятельности ООО "<данные изъяты> согласно пп. 2.2 п.2 Устава Общества, является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.

На основании договора <номер> от <дата> <данные изъяты> осуществляет отпуск ООО "<данные изъяты>" из системы централизованного водоснабжения питьевой воды, а также прием в систему централизованного водоотведения сточных вод. В соответствии с договором энергоснабжения № Р8265 от <дата> ОАО «<данные изъяты> обязуется осуществлять продажу электрической энергии ООО "<данные изъяты> через присоединенную электрическую сеть.

На основании договора горячего водоснабжения <номер> от <дата> (снабжения горячей водой для целей оказания коммунальных услуг), ООО «<данные изъяты> обязуется подавать ООО "<данные изъяты> через присоединенную сеть горячую воду. На основании договора теплоснабжения <номер> от 01.10.2013г. (снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), ООО «<данные изъяты> обязуется подавать ООО "<данные изъяты> через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ООО «<данные изъяты>» является поставщиком коммунальных услуг.

В пользу ООО <данные изъяты> прием платежей физических лиц за содержание жилых помещений и коммунальные услуги производит Общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр <адрес>» (далее ООО «<данные изъяты>. Ижевска») ИНН <номер>

Согласно п. 1.1 агентского договора <номер> от <дата> ООО «<данные изъяты> поручает, а ООО «РКЦ <адрес>» принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать юридические и фактические действия, в том числе, организовывать сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» <данные изъяты> является платежным агентом по приему платежей.

На момент проверки у ООО "<данные изъяты> открыты расчетные счета:

<номер> в Приволжском филиале ОАО «<данные изъяты>» от <дата> г.

В ходе проведения проверки за период с <дата> по <дата> специальный банковский счет у ООО «<данные изъяты>» отсутствует.

Между тем, организацией осуществлялась деятельность по предоставлению населению коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту домов; денежные средства физических лиц, принятые платежным агентом в уплату предоставляемых коммунальных услуг, поставщик получает от платежного агента.

Из анализа расчетных счетов ООО «<данные изъяты> установлено, что на расчетный счет <номер> проверяемой организации за предоставленные коммунальные услуги поступают платежи от юридических лиц, а также от платежного агента – ООО «<данные изъяты>

Таким образом, деятельность ООО «<данные изъяты> осуществляет без использования специального банковского счета.

Согласно ответу банка об операциях на счетах налогоплательщика (электронный документ <номер> от <дата> г.) установлено, что денежные средства, поступающие на расчетный счет в счет оплаты коммунальных услуг, используются, в том числе, на собственные нужды ООО «<данные изъяты> а именно: на выдачу заработной платы, оплату административных штрафов, оплату банковских услуг, оплату госпошлины, выдачу денежных средств под отчет, за другие услуги.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что расходование денежных средств, поступивших за оплату коммунальных услуг, на собственные нужды может привести к задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Не использование специального банковского счета ООО «<данные изъяты> затрагивает интересы физических лиц-потребителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций, для которых имеется существенная угроза наступления негативных последствий.

26 декабря 2014 г. в отношении Рязанцева В.А. был составлен протокол № 210 об административном правонарушении в сфере использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на специальный банковский счет (счета), которым установлено, что правонарушение совершено в период с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона, под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В силу п. 1 ст. 2 Закона, поставщиком признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является: - оператор по приему платежей (т.е. платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц); - платежный субагент (т.е. платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона оператор - платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354) под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с указанными Правилами, к «коммунальным ресурсам» относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В силу п. 3 указанной нормы, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

На основании п. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Согласно п. 19 ст. 4 Закона по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

В силу прямого указания закона осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается (ст. 20 Закона).

В результате проверки установлены нарушения п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С учетом приведенных правовых норм и при изложенных обстоятельствах МИФНС <номер> сделан обоснованный вывод о наличии в действиях <данные изъяты> состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, поэтому он правомерно привлечен к административной ответственности.

Вид и размер назначенного наказания определены в пределах санкции статьи с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности Рязанцева В.А.

МИФНС № 10 учтены все обстоятельства по делу, установлена вина директора ООО "<данные изъяты> Рязанцева В.А., обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, также не установлено.

Статья 15.1 ч. 2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Оспариваемым постановлением МИФНС № 10 назначила Рязанцеву В.А. наказание в минимальном размере. Указанная мера ответственности соразмерна совершенному правонарушению.

Порядок привлечения к административной ответственности Рязанцевым В.А. не нарушен.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, поэтому оснований для отмены постановления должностного лица у судьи не имеется.

Доказательств того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и наличие объективных причин невозможности исполнения возложенных обязанностей, не представлено.

Довод жалобы заявителя о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель был извещен только 25.12.2014 г., что лишило его возможности подготовки квалифицированных возражений, объяснений по делу, и ему было недостаточно времени для этого, суд считает несостоятельными, поскольку протокол № 210 об административном правонарушении был вручен Рязанцеву В.А. лично 26.12.2014 г., рассмотрение материалов административного дела и вынесение оспариваемого постановления состоялось в установленный 15-дневный срок. Следовательно, на подготовку возражений, объяснений по делу об административном правонарушении у заявителя было достаточное времени - с 26.12.2014 по 15.01.2015 г.

Между тем, предоставленным правом на представление объяснений по делу заявитель не воспользовался, на рассмотрение материалов административной проверки соблюдения положений ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», будучи надлежащим образом уведомленным, Рязанцев В.А. не явился.

Довод жалобы о том, что МИФНС № 10 неправильно указала даты начала и окончания совершения правонарушения, суд также считает несостоятельным, поскольку административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью является формальным по своему составу. Сам заявитель указывая, что правонарушение совершалось в период с 01.06.2013 по 26.11.2014 г., не оспаривает факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

В оспариваемом постановлении указано, что 25 декабря 2014 г. является днем обнаружения административного правонарушения, то есть днем, с которого начинают исчисляться сроки давности привлечения к административной ответственности.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем факт отсутствия у ООО «<данные изъяты> специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежным агентом.

Иные доводы жалобы Рязанцева В.А. суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона и направленными на переоценку фактических обстоятельств дела.

Таким образом, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, налоговым органом не допущено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что жалоба Рязанцева В.А. о признании незаконным и отмене постановления № 210 от 15 января 2015 г. МИФНС № 10 о привлечении Рязанцева В.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и прекращении производства по делу, является не обоснованной и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление № 210 от 15 января 2015 г. начальника Межрайонной ИФНС № 10 по Удмуртской Республике Галкина К.А. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ директора ООО "<данные изъяты>" Рязанцева В.А. оставить без изменения, а жалобу Рязанцева В.А. - без удовлетворения.

Судья Фаррухшина Г.Р.

12-131/2015

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Рязанцев Владислав Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска
Судья
Фаррухшина Гульсина Рауисовна
Статьи

КоАП: ст. 15.1 ч.2

04.02.2015Материалы переданы в производство судье
30.03.2015Судебное заседание
23.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
26.05.2015Вступило в законную силу
18.11.2015Дело оформлено
18.11.2015Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее