Дело № 2-66/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Юрья Кировской области 26 января 2016 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Марушевской Н.В.,
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянцевой В.А. к администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Лукьянцева В.А. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и обязании предоставить субсидию по месту пребывания.
В обоснование заявленных требований указала, что 01 ноября 2015 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту ее жительства по адресу: <адрес>
25.11.2015 г. ответчиком ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на том основании, что по месту пребывания субсидия не предоставляется.
Считает отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, поскольку в жилом помещении по адресу: <адрес> она со своим несовершеннолетним сыном Л.М.А. проживает на законных основаниях в соответствии с договором коммерческого найма жилого помещения <№> от 25.03.2015 г., за данное жилое помещение своевременно оплачивает коммунальные услуги.
С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ей субсидии и обязать ответчика предоставить ей субсидию по месту пребывания с 01.11.2015 г.
В судебном заседании истец иск поддержала по основаниям, изложенным в нём, суду пояснила, что проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> уже более двух лет. Указанная квартира является для нее и ее сына местом жительства, за нее она ежемесячно оплачивает коммунальные услуги. Считает, что ответчиком ей незаконно отказано в назначении и выплате субсидии.
Представитель ответчика администрации ЗАТО Первомайский Филиппова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что отказ администрации ЗАТО Первомайский в предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным, поскольку субсидия не предоставляется в силу п. 27 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 г. № 58/403 (далее- Методические рекомендации) по месту временной регистрации.
Представитель третьего лица КОГКУ «Управление социальной защиты в Юрьянском районе» Кольцова Ю.А. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным представителем ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 17.09.2005 N 362-ЗО «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек; 21 квадратный метр – на одного члена семьи из двух человек; 33 квадратных метра – на одиноко проживающего человека.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 г. № 58/403 утверждены Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 г. № АКПИ15-885, положения п. 7.3, 24, 25 Методических рекомендаций, касающиеся предоставления субсидии при наличии регистрации по месту постоянного жительства, в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией, признаны недействующими со дня принятия.
В судебном заседании установлено, что Лукьянцева В.А. со своим несовершеннолетним сыном Л.М.А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 07.04.2015 г. по 24.03.2016 г. (несовершеннолетний на срок с 26.10.2015 г. по 19.10.2016 г.).
В данном жилом помещении истец и ее несовершеннолетний сын проживают по договору коммерческого найма, заключенному 25.03.2015 г. на срок до 24.03.2016 г. (л.д. 19-22).
Как следует из расчета размера субсидии, истец имеет право на получение субсидии, поскольку ее доход составил <данные изъяты>. ( за 6 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением), расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составили <данные изъяты>
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии 05.11.2015 г.
Ответчиком 25.11.2015 г. в предоставлении субсидии было отказано на основании того, что субсидия предоставляется гражданину, владеющему и пользующемуся жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Поскольку Лукьянцева В.А. зарегистрирована по данному адресу по месту пребывания, субсидия ей не может быть предоставлена(л.д.27).
Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Местом жительства гражданина, исходя из положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны определения понятий места пребывания и места жительства.
При этом под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.
Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).
Исходя из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами субъектов РФ.
Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Судом установлено, что истец владеет и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора коммерческого найма, по адресу этого жилого помещения она и несовершеннолетний сын зарегистрированы, указанное жилое помещение является местом их постоянного жительства, по которому они оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из справки администрации ЗАТО Первомайский Кировской области от 30.12.2015 г. получателем субсидии по адресу постоянной регистрации: <адрес> истец не является (л.д. 40).
Правовое значение при решении вопроса о праве на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.
Данные факты установлены при рассмотрения настоящего дела.
При этом положения ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что факт незаконного отказа в предоставлении Лукьянцевой В.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нашёл своё подтверждение. Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации ЗАТО Первомайский Кировской области в предоставлении Лукьянцевой В.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать администрацию ЗАТО Первомайский Кировской области предоставить Лукьянцевой В.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> с 01 ноября 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Марушевская Н.В.