Дело № 2-142/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Торопецкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи А. А. Мохова
при секретаре Селезневой О. В.,
с участием представителя истца Сарры Г. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Торопце Тверской области 3 июля 2017 года гражданское дело по иску Цветковой М.М. к Администрации Подгородненского сельского поселения Торопецкого района Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Цветкова М. М. обратилась в суд с иском к Администрации Подгородненского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании права собственности на квартиру №, расположенную в доме № <адрес> в порядке приватизации.
Свои требования мотивировала тем, что зарегистрирована и постоянно проживает в указанной квартире. Так, в 1996 году квартира была предоставлена ей в собственность Торопецким психоневрологическим интернатом на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан. Вследствие неграмотности не зарегистрировала квартиру в Администрации поселения. Считает, что за ней следует признать право собственности на вышеуказанную квартиру в порядке приватизации.
Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 05.06.2017 года по данному гражданскому делу в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области.
Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 20.06.2017 года по данному гражданскому делу в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Сарры Г. В. исковые требования поддержала.
Истец Цветкова М. М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась судом надлежащим образом.
Представители ответчиков - Администрации Подгородненского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, а также представители третьих лиц - ГБУ «Торопецкий психоневрологический интернат» и ТУ Росимущества в Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки. При этом представители ответчиков письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном суду письменном отзыве (л.д.130-131) представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в удовлетворении заявленных требований к Министерству просил отказать по мотиву того, что последнее прав и законных интересов истца не нарушало, так как спорное жилое помещение не проходило процедуру учета в реестре государственной собственности Тверской области.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, показания свидетеля, суд считает исковые требования Цветковой М. М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регламентирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.
Статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилья определена, как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии с абз.1 ст.2 упомянутого Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст.6 данного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст.18 приведенного Закона РФ при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года № 38 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абз.1 п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23.12.1992 года и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Уставом ГБУ «Торопецкий психоневрологический интернат» является юридическим лицом, зарегистрированном в установленном законом порядке, предметом деятельности которого является выполнение работ (оказание услуг) в целях реализации полномочий учредителя в сфере социального обслуживания населения в соответствии с законодательством. Учредителем ГБУ «Торопецкий психоневрологический интернат» является Тверская область в лице Правительства Тверской области. Собственником имущества учреждения является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (л.д.56-71).
Как следует из выкопировки из трудовой книжки и справки Цветкова М. М. в период с 10.08.1949 года по 05.01.1997 года была трудоустроена в ГБУ «Торопецкий психоневрологический интернат» в должности <данные изъяты> (л.д.20,129).
На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 18.07.1996 года Цветковой М. М. Торопецким психоневрологическим интернатом в собственность передана квартира, расположенная в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. (л.д.14).
Из постановления Администрации Подгородненского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 22.09.2016 года № 81 «О присвоении адреса», следует, что адресом спорной квартиры является <адрес> (л.д.18).
Согласно справкам Администрации Подгородненского сельского поселения, МП МО МВД России «Западнодвинский» с местом дислокации в г. Торопец в квартире № дома № <адрес> Цветкова М. М. зарегистрирована и постоянно проживает с 29.10.1979 года. При этом свое право на приватизацию указанного жилого помещения истец не реализовала. Кроме этого, спорное жилое помещение на баланс не принималось и в реестре муниципальной собственности Администрации Подгородненского сельского поселения не значится (л.д.15-17,49).
В соответствии с выпиской Комитета по управлению имуществом Торопецкого района квартира №, расположенная в доме № <адрес> в реестре муниципальной собственности Торопецкого района не значится (л.д.19).
Согласно справке обособленного подразделения в г. Торопец Оленинского филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» жилому дому по адресу <адрес>, где расположена квартира, в которой проживает истец, присвоен инвентарный номер № (л.д.21).
Из уведомлений Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области следует, что сведения о правах Цветковой М. М. на объекты недвижимости в ЕГРП отсутствуют, также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру (л.д.22,23).
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения, сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости квартира №, расположенная в доме № <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м., в том числе жилую <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер №, 1965 год постройки (л.д.42-48,90-91).
В реестре государственного имущества Тверской области спорная квартира не значится (л.д.73-76).
В соответствии с сообщением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, сведения о квартире № дома №, расположенном в <адрес> в информационной базе федерального имущества отсутствуют (л.д.84).
Согласно сообщению ГБУ «Торопецкий психоневрологический интернат» спорная квартира на балансе Учреждения не состоит. Цветкова М. М. в указанную квартиру вселена 19.07.1996 года на основании договора на передачу квартиры. Иных документов, а также приказа о вселении не сохранилось (л.д.51).
Сообщением Правительства Тверской области подтверждается, что информация о передаче в пользование Цветковой М. М. квартиры №, расположенной по адресу <адрес> отсутствует (л.д.123).
Из сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области следует, что спорный объект недвижимого имущества процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области не проходил (л.д.125).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б. показала, что в 1967 году трудоустроилась в Торопецкий психоневрологический интернат, которым ей было предоставлено служебное жилье (комната в спорной квартире). Вторую комнату в этой квартире занимала Цветкова М. М., которая также работала в данном интернате. Через восемь лет обзавелась семьей и ей предоставили иное жилое помещение, а комнату в спорной квартире, в которой она раньше проживала, предоставили Цветковой М. М. и та, заняла квартиру полностью. В последующем занимаемые служебные жилые помещения разрешили приватизировать, о чем оформили соответствующие договоры на передачу квартир от интерната в собственность граждан, однако Цветкова М. М. была неграмотная, вследствие чего не зарегистрировала данный договор в компетентных органах.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что спорная квартира в муниципальную собственность не передана, в связи с чем, истец не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию жилья.
Между тем, не внесение спорной квартиры в реестр муниципальной собственности, не препятствует истцу в реализации конституционных прав, гарантированных ст.35 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, являются вопросами местного значения поселения. В данном конкретном случае - вопросами местного значения Администрации Подгородненского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
В силу ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является защита путем признания права.
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Более того, в постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998 года № 25-П сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность ее реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Как установлено судом, спорная квартира, которую истец просит передать ему в собственность, не относится к кругу объектов, не подлежащих приватизации.
В статье 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации он вправе обратиться в суд. При этом способы защиты нарушенного права на приватизацию упомянутым законом не ограничены. В ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав указано признание права, т. е. требование, с которым истец и обратилась в суд.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Цветкова М. М., как лицо, проживающее в спорном жилом помещении на момент издания и действия Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и ранее не участвовавшее в приватизации жилья, имеет право, предусмотренное ст.ст.1,2,6 и 11 упомянутого закона, приватизировать, то есть приобрести в собственность занимаемое жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать за Цветковой М.М. в порядке приватизации право собственности на квартиру №, расположенную в доме № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер №, инвентарный номер №.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А. А. Мохов