РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2015 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.
при секретаре Алихановой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Астрахани обратившегося в интересах Стариковой (Савченко) М.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего А.А.С., Стариковой К.А., Савченко В.В., Масдановой (Савченко) Е.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней М. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах Стариковой (Савченко) М.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего А.А.С., Стариковой К.А., Савченко В.В., Масдановой (Савченко) Е.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней М. указав, что истцы до ДД.ММ.ГГГГ проживали и состоят на регистрационном учете до настоящего времени по адресу: <адрес>. Данное домовладение до ДД.ММ.ГГГГ состояло на балансе Городского предприятия по переработке и закупкам сельхозпродукции и вторсырья, а затем было передано в Уставной фонд ликвидированного в феврале 2001 года ООО ПКФ «Вторсырье». ДД.ММ.ГГГГ <адрес> была предоставлена на основании ордера № отцу Савченко В.В. и Стариковой (Савченко) М.В. – С. ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была повреждена в результате пожара. ДД.ММ.ГГГГ актом межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ №609, установлено, что <адрес> в <адрес> восстановлению не подлежит из-за ветхого состояния и согласно требований «Положения по оценке непригодности жилых помещений и жилых домов» отнесен к категории непригодных для проживания, ущерб от пожара составляет от 70 до 100%. Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ №823-м «Об очередности граждан на получение жилой площади, жилье которых пострадало от пожара» под № значится Савченко (С.).М.В., с составом семьи 7 человек. Не смотря на указанные обстоятельства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истцам до настоящего времени не выделено. В связи с чем прокурор г. Астрахани был вынужден обратиться в суд в интересах Стариковой (Савченко) М.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего А.А.С., Стариковой К.А., Савченко В.В., Масдановой (Савченко) Е.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней М., для защиты их прав на жилище, и просит обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить Стариковой М.В. на состав семьи 7 человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «Город Астрахань».
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Астрахани Лаисцева Н.В. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить Стариковой (Савченко) М.В. на состав семьи 6 человек благоустроенное жилое по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Истцы Старикова М.В., действующая в том числе в интересах несовершеннолетнего сына Амбурцева А.С., Старикова К.А., заявленные требования, с учетом их уточнения поддержали, просили удовлетворить.
Истцы Савченко В.В., Масдамова (Савченко) Е.В., действующая в том числе в интересах несовершеннолетней Масдановой А.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в адрес суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» Ситкалиева Ф.С. исковые требования, с учетом их уточнений не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истцы Старикова (Савченко) М.В., Амбурцев А.С., Старикова К.А., Савченко В.В., Масданова (Савченко) Е.В. до ДД.ММ.ГГГГ проживали и зарегистрированы до настоящего времени по адресу <адрес>.
Данное домовладение до ДД.ММ.ГГГГ состояло на балансе Городского предприятия по переработке и закупкам сельхозпродукции и вторсырья, а затем передано в Уставный фонд ликвидированного в феврале 2001 года ООО <данные изъяты>».
Квартира была предоставлена Савченко В.Е., отцу Стариковой (Савченко) М.В. и Савченко В.В., который являлся работником указанных организаций. Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также пояснениями истца Стариковой М.В.
Впоследствии родители указанных истцов Савченко В.Е. (отец) и Савченко А.Г. (мать) были сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, в 2006 году на регистрационный учет была поставлена дочь Масдановой (Савченко) Е.В. несовершеннолетняя Масданова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ квартира, в которой проживали истцы, уничтожена в результате пожара.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Советского района № от ДД.ММ.ГГГГ, составила акт, из заключения которого следует, что <адрес> согласно требований «Положения по оценке непригодности жилых помещений и жилых домов» отнесен к категории непригодных для проживания, восстановлению не подлежит из-за ветхого состояния, ущерб от пожара составляет от 70 до 100 %.
Согласно служебной записке главного инженера МУП г. <данные изъяты>» П.. на имя заместителя мэра города Кудрявцевой С.П. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что <адрес> значительно пострадала от пожара и восстановлению не подлежит, учитывая состояние основных строительных конструкций данного дома можно определить его под снос.
Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани в адрес первого заместителя главы администрации Советского района г. Астрахани Бровина А.А. и начальника жилищного управления Золотова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в их адрес направлено техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций пострадавшего в результате пожара жилого <адрес> литер «Д» по <адрес>. Из данного письма также следует, что в результате обследования дома установлено, что основные строительные конструкции этого дома пострадали от пожара и находятся в аварийном, недопустимом или ограниченно работоспособном состоянии, поэтому данный жилой дом рекомендуется определить под снос.
Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № 823-м принято постановление «Об очередности граждан на получение жилой площади, жилье которых пострадало от пожара», под номером 463 значится Старикова (Савченко) М.В., с составом семьи 7 человек. С указанного времени они стояли в названной очереди, однако жильем так и не были обеспечены. В настоящее время состав семьи Стариковой (Савченко) М.В. 6 человек, что подтверждается сведениями домовой книги, а также пояснениями истцов.
В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений между органом местного самоуправления и Стариковой (Савченко) М.В., вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
По смыслу приведенной нормы права гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, каковым является пожар, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Кодекса жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу ст. 19 Закона Астраханской области от 17.02.2000 N 5/2000-ОЗ "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Астраханской области"вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате пожара или другого стихийного бедствия стало непригодным для проживания и восстановление его невозможно.
Пострадавшим гражданам предоставляется жилое помещение по решению органа местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать порядок отселения граждан, жилые помещения которых пострадали от пожара.
В этих случаях гражданам, проживающим в собственном доме (части дома), жилое помещение предоставляется по месту работы домовладельца или членов его семьи предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими жилищный фонд или ведущими жилищное строительство (включая долевое участие в строительстве жилья). В иных случаях таким гражданам жилое помещение предоставляется по месту жительства.
Таким образом, на сегодняшний день исходя из пояснений сторон и представленных документов, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют Старикова (Савченко) М.В., Амбурцев А.С., Старикова К.А., Савченко В.В., Масданова (Савченко) Е.В., Масданова А.Р.. Органы местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Город Астрахань» свои обязательства по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке так и не исполнили. Учитывая указанные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором г. Астрахани требований, с учетом их уточнений, и возложении на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить истцам на состав семьи шесть человек по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из одной жилой комнаты, общей площадью не менее 24,7 кв.м.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что истцами не соблюден порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, поскольку правоотношения между сторонами возникли еще в июне 2004 года, во время действия Жилищного кодекса РСФСР. Порядок, признания жилого помещения непригодным для проживания, предусмотренный указанным кодексом был соблюден.
Также не обоснованы доводы о том, что истцы не признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку, исходя из представленных документов истцы из очереди граждан, чье жилье пострадало от пожара, не исключались, до настоящего времени жильем не обеспечены. Доказательств обратного представителем ответчика не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить Стариковой (Савченко) М.В. на состав семьи шесть человек (дочь Стариковой К.А., сын А.А.С., брат Савченко В.В., племянница Масданова Е.В., дочь племянницы М.) по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, состоящее из одной жилой комнаты, общей площадью не менее 24,7 кв.м., расположенное в черте г. Астрахани.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2015 года.
Судья: О.Н.Хохлачева