гр. дело № 2-1606\14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2014 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.
при секретаре Беляковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслюченко В.А к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения;
у с т а н о в и л :
Маслюченко В.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании отказа во включении в список нуждающихся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда по категории «дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», также признании права на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Уточнив и изменив требования, настаивал на предоставлении ему жилого помещения пригодного для постоянного проживания, площадью ... кв.м. на условиях договора специализированного найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар». В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, до достижения 23 лет в период прохождения обучения в техникуме обращался с заявлением о постановке его на учет для на получение жилья, однако, в этом ему было отказано, т.к. он являлся студентом и был обеспечен общежитием. В настоящее время ответчик вновь отказывает ему по мотиву утраты социального статуса сироты по возрасту.
В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных требований настаивал.
Представитель истца Асатрян О.А., также привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, требования Маслюченко В.А. поддержала, указывая, что является родной сестрой заявителя, после передачи их органам опеки и попечительства все они воспитывались в детском доме . Ей, а также брату С., как сиротам, до достижения 23 лет были предоставлены жилые помещения вне очереди во внесудебном порядке, по месту жительства, в районе г.Сыктывкара. Младший брат учился в техникуме г...., на учет как сироту его не ставили, в настоящее время он вернулся в г.Сыктывкар и проживает пока в ее семье, т.к. своего жилья не имеет.
Представитель АМОГО «Сыктывкар» против удовлетворения иска возражал, указывая, на отсутствие в АМОГО « Сыктывкар» учетного дела истца и отсутствие о его обращений в АМОГО « Сыктывкар» до достижения 23- летнего возраста.
Привлеченная к участию в деле Администрация Эжвинского района МОГО « Сыктывкар» ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, также ссылаясь на отсутствие обращений истца по вопросу постановки на учет.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании решения районного суда от ** ** **. мать истца ... Л.Н. была лишена родительских прав в отношении сыновей С. и В., дочери О., дети переданы органам опеки и попечительства, т.к., их отец ... А.Н. умер ** ** **.
Решением № ... от ** ** ** за несовершеннолетними было сохранено право пользования жилым помещением по адресу : г. Сыктывкар, ул....
По протесту прокурора района от ** ** **., Постановлением главы АМО ... №... от ** ** **. ранее вынесенное решение о сохранении за несовершеннолетними права пользования жилым помещением отменено.
Таким образом, каким- либо жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, ... С.А., ... О.А. и Маслюченко В.А., сохраняющие статус социальных сирот, с указанной даты обеспечены не были.
Указанное обстоятельство подтверждается также выданной истцу справкой Управления образования АМО ... №... от ** ** **., подтверждающей его право на получение льгот, установленных ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из материалов дела, 14.06.2003г. Маслюченко В.А. окончил СОШ , затем проходил профессиональное обучение в ГОУСПО ... из которого отчислен на основании приказа № ... от ** ** **.
В период времени с 01.09.2009г. по 13.04.2011г. Маслюченко В.А. обучался в ГАОУСПО ...
Как следует из обстоятельств дела, в период прохождения обучения истец был зарегистрирован в общежитии ГОУСПО РК ... а последний, в свою очередь, создан путем переименования
В указанный период времени, администрацией учебного заведения, глее проходил обучение истец, было инициировано обращение в адрес Управления образования АМО « район г. Сыктывкар» по вопросу жизнеустройства воспитанника по окончании учебного заведения. Из письма Управления образования №... от ** ** **. следует, что какое – либо жилое помещение за Маслюченко В.А. не закреплено, вопрос его жизнеустройства будет решен после возвращения по месту жительства по окончании учебы.
Затем, в период обучения истца в г. ..., сектором опеки и попечительства по г.... в адрес Агентства РК по социальному развитию было направлено заявление Маслюченко В.А. и пакет документов для постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда по категории «дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Приказом Агентства РК по социальному развитию №... от ** ** **. Маслюченко В.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по категории «дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по причине пребывания в государственном образовательном учреждении на момент подачи заявления.
По окончании обучения в ГАОУСПО « ... технологический техникум» истец освободил предоставленную ему на период обучения жилую площадь в общежитии и вернулся в г.Сыктывкар, где проживают его родные. По данным регистрационного учета, с 01.11.2012г. по 31.10.2013г. истец сохранял временную регистрацию в квартире своей сестры по адресу: г.Сыктывкар, ул..... На дату рассмотрения спора регистрации по месту жительства или по месту пребывания где- либо не имеет, фактически проживает там же.
Оценивая добытые по делу доказательства, суд принимает во внимание следующее.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление ему жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, т.к. по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу указанной нормы, постановке на учет сами по себе указанные обстоятельства не препятствуют.
Как достоверно установлено судом, учетное дело истца Агентством РК по социальному развитию, АМОГО «Сыктывкар» не заводилось. Однако, как свидетельствуют материалы дела, до достижения Маслюченко В.А. 23- летнего возраста ( ** ** **.), уполномоченным органом опеки и попечительства было инициировано обращение в адрес Агентства РК по социальному развитию по вопросу постановки его на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявление установленного образца самого Маслюченко В.А. о постановке его на учет оформлено им 07.05.2010г., т.е. также до достижения им 23- летия.
С учетом того, что Маслюченко В.А. фактически проживает на территории г. Сыктывкара и сведений о наличии у него в прошлом иного постоянного места жительства не имеется, а также необоснованного отказа в постановке на учет при условии обращения по данному вопросу до достижения 23-летнего возраста, суд полагает, что право истца на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда специализированного использования в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от фактического принятия истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «дети-сироты».
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).
Законом Республики Коми от 22.11.2010г. N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (принят ГС РК 11.11.2010), установлено, что обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления.
С учетом данного принципа при вынесении решения по делу следует обязать АМОГО «Сыктывкар» предоставить истцу жилое помещение вне очереди.
Ст.10 Закона РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры размером не менее ... кв.м. общей площади.
При удовлетворении иска суд исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ, а также положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривающих обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
С учетом того, что принадлежащее право истца на обеспечение жилым помещением не было реализовано до 01.01.2013г., а так же принимая во внимание действующую на дату рассмотрения настоящего спора редакцию ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить Маслюченко В.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.метров в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию МОГО « Сыктывкар» предоставить Маслюченко В.А на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.метров в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части
Судья - Ю.А.Дульцева