Решение по делу № 2а-3010/2018 ~ М-2843/2018 от 24.08.2018

Административное дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2018 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Гулгеновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дашиевой А.З. в интересах несовершеннолетней дочери Д. к Комитету по образованию г.Улан-Удэ о признании незаконными действия, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец Дашиева А.З. просила признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ее ребенка Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности.

Заявленные требования мотивированы тем, что ребенок истца ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования, при обращении истца к ответчику с вопросом устройства ребенка в детский сад был получен ответ о невозможности предоставления места со ссылкой на порядок учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения с предложением воспользоваться альтернативными формами – группами кратковременного пребывания, частными детскими садиками и прочим, что истец находитнарушающим конституционного права ребенка на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Истец со ссылкой на принятие ответчиком недостаточных мерах по обеспечению ее ребенка Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в дошкольном образовательном учреждении, просила возложить на ответчика такую обязанность немедленно с учетом территориальной доступности.

В судебном заседании административный истец Дашиева А.З. иск поддержала, уточнила заявленные требования, просила возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить ее ребенку Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности. Истец просила учесть письменные пояснения по делу, в которых обращала внимание суда на следующие обстоятельства: 1. наличие многочисленных ошибок и сбоев в работе системы учета ЕАИС, действовавшей с момента постановки на учет ребенка, что исключает достоверность определения очереди ее ребенка на 03.09.2018 г. именно ****; 2. противоречие принципу территориальной приоритетности поступившего от ответчика предложение о возможности предоставления места в ДОУ в п. **** ; 3. административный ответчик обязан сохранять и расширять сеть детских садов; 4. предпринятые ответчиком меры по созданию мест в ДОУ согласно возражений на иск являются недостаточными, так как не дают возможность ребенку истца реализовать конституционное право на дошкольное образование; вариативные формы ( группы кратковременного пребывания, семейные группы) были приняты для удобства родителей; 5. постановка ребенка на очередь не означает получение ребенком образования, так как, права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, при постановке на очередь ребенок не участвует в образовательном процессе; 6. доказываемые ответчиком меры, в основном предпринятые в 2015 году, не являются мерами, обеспечивающими доступ ее ребенка к дошкольному образованию, так как, ребенок поставлен на учет в декабре 2015 года, в 2016 г.; в рамках муниципально-частного партнерства были предоставлены здания в безвозмездное пользование частных детских садов, несмотря на то, что в данных зданиях могли размещаться муниципальные дошкольные учреждения ;7. в большинстве созданных в городе Улан-Удэ детских садов функционируют группы ясельного возраста, учитывая их среднюю наполняемость в 30 человек, более тысячи детей ясельного возраста обеспечены местами в МДОУ, это дети, родившиеся и вставшие на учет позже ее ребенка, в то время как ребенок истца в возрасте 3,5 года на протяжении 2 лет 9 месяцев не обеспечен местом в МДОУ; 8. довод ответчика о возможном нарушении прав других детей не может приниматься, так как, предметом рассмотрения в настоящем деле являются права ее ребенка; 9. довод ответчика об отсутствии свободных мест в выбранных истцом ДОУ несостоятелен, так как, указывается ответчиком о наличии 15 мест в МАДОУ ... «****», 5 мест в МБДОУ ... «****»; изложенная истцом позиция подтверждается апелляционной судебной практикой в РБ.

Представитель административного ответчика по доверенности ( л.д. 31) Нимаева А.Ц. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, просила учесть письменные возражения с дополнениями. В письменных возражениях представитель указывала следующие обстоятельства: в результате принятых Администрацией г. Улан-Удэ и Комитетом комплекса мер ( перечень которых приводится в возражении), очередь ребенка истца сократилась на 11311 позиций; само по себе наличие очереди на получение места в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца, так как, в приеме в ДОУ может быть отказано при отсутствии свободных мест в силу ФЗ «Об образовании в РФ» ;согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу; конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода ( в группах кратковременного пребывания); ответчик не допускал бездействия; возможность беспрепятственного обеспечения местами в ДОУ всех желающих зависит не только от действий Комитета, но и в силу независящих от Комитета обстоятельств ( демографической ситуации, количества и состояния, фактически имеющихся дошкольных образовательных учреждений); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должно нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду ( л.д. 33 – 37). В дополнениях к возражениям представитель административного ответчика ссылалась на наличие в действиях административного истца злоупотребления правом, так как, она отказалась от места ребенку в группе кратковременного пребывания, несмотря на то, что получение дошкольного образования в вариативных формах соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьёй 43Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Административным истцом представлен ответ административного ответчика от 28.06.2018 г., содержащий ссылку на действующий на территории МО ГО Улан-Удэ» Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и комплектования муниципальных образовательных организаций, утвержденный постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98; возможность обратиться за получением дошкольного образования не только в режиме полного дня в детском саду, но и в одной из вариативных форм ( в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях разных типов и видов, в семье, в негосударственном образовательном учреждении, в семейных дошкольных группах, в режиме кратковременного пребывания); выделение ребенку Д. места в детском саду согласно очереди.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона об обязанности административного ответчика принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребёнка - более двух месяцев, обращение 04.12.2015 г. к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в одном из ДОУ на территории г. Улан-Удэ - ..., ..., ..., ..., ..., с режимом пребывания ребенка в образовательной организации : полного дня ( 12-часового пребывания) желательно с 07.02.2017 года – л.д. 38 ), административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.

Непредоставление ребёнку истца такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возражения административного ответчика не могут приниматься во внимание судом в силу следующих обстоятельств.

Основной довод возражения ответчика о возможности предоставления ребенку истца места в МДОУ в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет согласно автоматизированной системы учета ЕАИС, был опровергнут истцом, утверждавшим о наличии многочисленных ошибок и сбоев в работе системы учета ЕАИС, действовавшей с момента постановки на учет ребенка, что исключает достоверность определения очереди ее ребенка. Истец подтвердил свои доводы посредством представленного ответа с прокуратуры Советского района г. Улан-Удэ от 16.08.2018 г., сведений с официального сайта телекомпании Тивиком от 19.07.2018 г.

Кроме того, заслуживает внимание довод истца о том, что дети ясельного возраста, родившиеся и вставшие на учет позже ее ребенка, в силу комплектации ясельных групп во вновь открытых детских учреждениях, обеспечены местами в МДОУ, что порождает неравенство права на дошкольное образование ее ребенка по сравнению с указанными детьми.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной впостановленииот 15 мая 2006г. N5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Приложение 5) поставлена задача -достигнуть к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования длядетейв возрасте от трех до семи лет.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца.

Административным истцом избран надлежащий способ защиты права ребенка, предусмотренный ст. 12 ГК РФ в виде восстановления и защиты конституционного права ребёнка на общедоступное и бесплатное образование путем признания незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Судом не усматривается достаточных оснований для немедленного исполнения решения по настоящему делу, учитывая категорию спора. Решение подлежит исполнению в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск Дашиевой А.З. в интересах несовершеннолетней дочери Д.

Признать незаконным бездействие Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, выразившееся в необеспечении Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А.Усольцева

2а-3010/2018 ~ М-2843/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дашиева Арюна Зориковна, в интересах несовершеннолетней Дашиевой С.Б.
Ответчики
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Другие
Доржиева Октябрина Алексеевна, по устной доверенности
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Лариса Алексеевна
24.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2018[Адм.] Судебное заседание
18.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2018[Адм.] Дело оформлено
06.12.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее