Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2015 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Быковой М.В.,
при секретаре Плюсниной А.А.,
с участием прокурора Кравцова Г.В.,
представителя ответчика Ефимовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-934/15 по исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усть-Кутский» об обязании оборудовать изолятор временного содержания в срок до 01 августа 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усть-Кутский» об обязании оборудовать изолятор временного содержания в срок до 01 августа 2015 года. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Казачинско-Ленского района проведена проверка исполнения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания отдела полиции (дислокация пгт. Магистральный) межмуниципального отдела министерства внутренних дел России «Усть-Кутский» (далее - ИВС ОП (дислокация пгт. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский»), в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в части условий содержания подозреваемых и обвиняемых. Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу ст. 16 Федерального закона внутренний распорядок в местах содержания под стражей регулируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950 (далее - Правила).
В соответствии с п. 14 Правил в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Как следует из содержания п.п. 130-132 подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой, которая проводится на территории прогулочных дворов.
На основании п. 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
ОП (дислокация пгт. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский» является структурным подразделением МО МВД России «Усть-Кутский», которое в свою очередь является юридическом лицом и обязано в полной мере выполнять требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Прокурор просил суд обязать МО МВД России «Усть-Кутский» в срок до 01 августа 2015 года оборудовать ИВС ОП (дислокация пгт. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский» .
В судебном заседании прокурор Кравцов Г.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Ефимова К.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Отдел полиции МО МВД России «Усть-Кутский», дислокация пгт. Магистральный, располагается в половине здания колесно-роликового цеха эксплуатационно - вагонного депо г. Северобайкальска, занимаемая площадь составляет кв.м., которое принадлежит ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время договор безвозмездного пользования, договор аренды на занимаемое помещение между ОАО «Российские железные дороги» и МО МВД России «Усть-Кутский» не заключен. Так как в условиях ранее представленного договора в разделе №п.п. № указано: не производить неотделимых улучшений, перепланировок и переоборудования недвижимого имущества, за нарушение данных пунктов предусматриваются штрафные санкции. Перепланировка здания ранее была проведена еще Казачинско-Ленским РОВД. Со стороны МО МВД России «Усть-Кутский» был подготовлен протокол разногласий, в котором МО МВД России «Усть-Кутский» предлагает убрать из условий договора данные пункты, на что ответа в МО МВД России «Усть-Кутский» не поступало, но ОАО «РЖД» г. Северобайкальска устно пояснило, что данный вопрос решить не могут, поскольку не компетентны в данном вопросе. На данный момент часть здания нежилого помещения МО МВД России «Усть-Кутский» занимает по устной договоренности с ОАО «Российские железные дороги». О данной ситуации так же было письменно сообщено в ГУ МВД России по Иркутской области.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МО МВД России «Усть-Кутский» не является собственником вышеуказанного здания, тем самым не имеют право без разрешения (соглашения) собственника оборудовать ИВС ОП (дислокация пгт. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский»
Так же в рамках целевого финансирования в 2014-2015 гг. предполагается строительство здания отдела полиции МО МВД России «Усть-Кутский» (дислокация пгт. Магистральный) на территории пгт. Магистральный Казачинско-Ленского района, в котором будет предусмотрен изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, отвечающего всем современным стандартам. Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители третьих лиц ОАО РЖД и ГУ МВД России по Иркутской области не присутствовали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменными заявлениями просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усть-Кутский» об обязании оборудовать изолятор временного содержания подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Судом установлено, что Прокуратурой Казачинско-Ленского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания отдела полиции (дислокация пгт. Магистральный) межмуниципального отдела министерства внутренних дел России «Усть-Кутский», в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в части условий содержания подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 4 указанного закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании ст. 7 закона местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в т.ч., следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Как следует из ст. 16 закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статей 24 закона предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года №950 установлено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Согласно п. 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу п. 130 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Как следует из п.132 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не выполняются требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в части, указанной в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные нарушения были выявлены в Акте комиссионного обследования ИВС ОП (дислокация пгт. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно учредительных документов и приказов ГУ МВД России по Иркутской области №и №от ДД.ММ.ГГГГ ответчик МО МВД России «Усть-Кутский» является юридическим лицом и осуществляет свою служебную деятельность на территории Усть-Кутского муниципального образования и муниципального образования «Казачинско-Ленский район».
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что занимаемое изолятором временного содержания здание колесно-роликового цеха принадлежит ОАО РЖД (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), ответчик не имеет заключенного с собственником договора аренды или безвозмездного пользования зданием (протокол разногласий, письмо начальнику тыла ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, переписка с прокурором Казачинско-Ленского района), что планируется строительство здания отдела полиции МО МВД России «Усть-Кутский» на территории пгт. Магистральный Иркутской области (переписка с прокурором Казачинско-Ленского района).
Согласно ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Таким образом, судом установлено, что исполнение положений указанного Федерального закона и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел возлагается на администрацию изолятора временного содержания.
Представленный представителем ответчика договор №безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО РЖД от ДД.ММ.ГГГГ окончил свое действие ДД.ММ.ГГГГ. Договор №на оплату эксплуатационных услуг по содержанию помещения от ДД.ММ.ГГГГ действовал до ДД.ММ.ГГГГ. Договор №на оплату эксплуатационных услуг по содержанию помещения от ДД.ММ.ГГГГ действовал по ДД.ММ.ГГГГ.
Наличие в договоре положений, запрещающих проводить перепланировку и переустройство, не должно влиять на исполнение требований законодательства по соблюдению условий содержания под стражей, гарантий прав и законных интересов лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований планирование строительства здания отдела полиции МО МВД России «Усть-Кутский» на территории пгт. Магистральный Иркутской области. Доказательств проектирования, объявления конкурса на строительно-монтажные работы, выделения денежных средств на строительство указанного здания ответчиком, третьим лицом - ГУ МВД России по Иркутской области суду не предоставлено.
Рассматривая требования прокурора в части установления срока обязывания оборудовать изолятор временного содержания до 01 августа 2015 года, судом установлено, что они подлежат корректировке на срок до 01 марта 2016 года.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Доказательств наличия у ответчика необходимых денежных средств для исполнения решения суда прокурором не предоставлено.
Исполнимость судебного постановления является одним из обязательных принципов гражданского судопроизводства, поскольку иное означало бы отсутствие эффективной судебной защиты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения.
Исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Усть-Кутский» об обязании оборудовать изолятор временного содержания подлежат удовлетворению в срок до 01 марта 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2016 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 16 ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.