Дело № 2-367/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 декабря 2019 года г. Чердынь Пермский край
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
с участием помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,
Истцов Гомон Н.А. и Мезенцевой Н.Н.,
представителя ответчика администрации Чердынского муниципального района по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Остапчук С.М.,
Третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора представителя Чердынской ЦРБ Верещагина Н.
при секретаре судебного заседания Федосеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края в интересах Гоман Нелли Александровны и Мезенцевой Натальи Николаевны к администрации Чердынского муниципального района об обязании провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Гоман Нелли Александровны и Мезенцевой Натальи Николаевны обратился с иском к администрации Чердынского муниципального района об обязании провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения « Дом Черемисина-сына», расположенном по адресу : <адрес>, в том числе реставрацию фасадов с устройством организованного водостока, восстановление предмета охраны-оконных рам, в соответствии с разработанной и согласованной научно-проектной документацией.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000года « О государственном учета недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» ( в редакции от 20.04.2007года) здание расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения « Дом Черемисины-сына» и включен в Список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения. Указанный объект внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия под №. Данное здание является муниципальной собственностью, является жилым домом, где расположены служебные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности Чердынского муниципального района.
Согласно договору найма № служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Гоман Н.А., работающей <данные изъяты> ГБУЗ ПК « Чердынская районная больница» предоставлено служебное жилое помещение квартира № в данном доме.
В соответствии с договором найма № служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Мезенцевой Н.Н., работающей <данные изъяты> ГБУЗ ПК « Чердынская районная больница» предоставлено служебное жилое помещение квартира №.
07.10.2019года Гомон Н.А. и Мезенцева Н.Н. обратились в прокуратуру Пермского края с заявлением об оказании помощи в организации ремонта квартир в жилом доме по адресу <адрес>, так как в квартирах не выдерживается температурный режим, сырость, на подоконниках окон, косяках и дверях постоянно появляется плесень, оконный рамы из пластика должным образом не закреплены ( шатаются).
20 сентября 2019года Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края был проведен осмотр указанного объекта, в ходе которого установлено, что в нарушение утвержденного предмета охраны оконные заполнения из профиля ПВХ. Материал оконных заполнений и рисунок переплета не соответствует историческому. На северном и южном фасадах заложены по два оконных проема на первом этаже. Водосток не организованный, утрачены конструкции водосточной системы (жолоба, трубы). Фасады побелены, наблюдается стертость, шелушение и загрязненность окрасочного слоя, частичное выветривание лицевой кирпичной кладки. На западном фасаде имеются следы демонтирования пристройки(следы штробления, разрушение штукатурного слоя, обнажение кирпичной кладки). Наблюдается стертость окрасочного слоя, частичная деструкция кирпича карнизов и поясков под окнами. Имеется разрушение бетонной отмостки, трещины, прорастание мха, растительности. Вдоль западного фасада здания отмостка отсутствует.
06.08.2019года прокуратурой Чердынского района внесено представление на имя Главы администрации Чердынского муниципального района о проведении обследования служебных жилых помещений по адресу <адрес>, обследование крыши и оконных проемов, произвести необходимый ремонт.
Однако, требование прокурора не исполнено, в нарушение утвержденного предмета охраны была разрушена водосточная система, вместо деревянных рам были установлены с ненадлежащим качеством оконные заполнения из профиля ПВХ, которые промерзают и покрываются гнилью, влекут нарушения жилищных прав проживающих в доме Гоман Н.А. и Мезенцевой Н.Н.
Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования, просил об обязании провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения « Дом Черемисина-сына», расположенном по адресу : <адрес>, в том числе реставрацию фасадов с устройством организованного водостока, восстановление предмета охраны-оконных рам, в соответствии с разработанной и согласованной научно-проектной документацией,
Истцы исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Чердынского муниципального района Остапчук С.М. требования не признала, при этом пояснила, что жилой дом по адресу : <адрес> находится в муниципальной собственности, является объектом культурного наследия регионального значения « Дом Черемисина-сына». В доме расположены служебные жилые помещения ( квартиры) которые распределены медицинским работникам. Дом в оперативное управление, в аренду никому не передавался. В управляющую компанию для обслуживания так же не передавался. В доме центральное отопление, данную услугу поставляет ГБУЗ « Чердынская районная больница». Произвести ремонтные работы они не могут в связи с отсутствием денежных средств на эти цели.
Третье лицо представитель ГБУЗ « Чердынская районная больница « Верещагин Н.А. суду пояснил, что действительно они отапливают данный дом. Такую услугу они поставлять не могут, в связи с чем денежные средства за отопление с жильцов не взыскиваются. В связи с чем руководство больницы неоднократно обращалось в администрацию для решения данного вопроса, но вопрос так и не решен.
Третье лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве указали, что в целях обеспечения физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия регионального значения « Дом Черемисины-сына» необходимо провести ремонт отмостки, разработать научно-проектную документацию по реставрации фасадов с устройством организованного водостока и провести работы в соответствии с разработанной и согласованной научно-проектной документацией.
Суд заслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3. ст. 104 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
К объектам культурного наследия понимается (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 ФЗ 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В соответствии с п.п.1,4,8, п. 1 ст. 47 данного Федерального закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу п.2 ст. 47.3 указанного Федерального закона собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 47.6 указанного Федерального закона в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Судом установлено и из материалов дела следует, что здание расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения « Дом Черемисины-сына» и включен в Список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения. Указанный объект внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия под №. Данное здание является муниципальной собственностью, является жилым домом, где расположены служебные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности Чердынского муниципального района.
Согласно договоров найма служебного жилого помещения квартиры в доме выделены врачам ГБУЗ ПК « Чердынская районная больница», которые на день рассмотрения дела состоят в трудовых отношениях с работодателем. Жилые помещения в оперативное управление управляющей организацией не переданы.
20 сентября 2019года Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия были выявлены недостатки: в нарушение утвержденного предмета охраны оконные заполнения из профиля ПВХ. Материал оконных заполнений и рисунок переплета не соответствует историческому. На северном и южном фасадах заложены по два оконных проема на первом этаже. Водосток не организованный, утрачены конструкции водосточной системы (жолоба, трубы). Фасады побелены, наблюдается стертость, шелушение и загрязненность окрасочного слоя, частичное выветривание лицевой кирпичной кладки. На западном фасаде имеются следы демонтирования пристройки(следы штробления, разрушение штукатурного слоя, обнажение кирпичной кладки). Наблюдается стертость окрасочного слоя, частичная деструкция кирпича карнизов и поясков под окнами. Имеется разрушение бетонной отмостки, трещины, прорастание мха, растительности. Вдоль западного фасада здания отмостка отсутствует.
Третьим лицом предоставлено суду охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры « Дом Черемисина-сына «, расположенного в <адрес>
Как следует из п.п. 13 и 14 данного охранного обязательства »Пользователь» обязан своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт памятника и благоустроительные работы независимо от сезона, а также ремонтно-реставрационные работы, в сроки предусмотренные в прилагаемом акте. Производить все ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению « Госоргана» Обеспечивать указанные работы все научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями памятника…
Учитывая, что указанное здание является муниципальной собственностью, числится в казне Чердынского муниципального района, на обслуживание в какую-либо управляющую организацию не передано, то ремонтно-реставрационные работы обязана провести администрация Чердынского муниципального района.
Ответчик, являясь собственником и имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, не осуществило необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия, что фактически привело его к ненадлежащему техническому состоянию.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73 -ФЗ от 25.06.2002года работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выдаваемых органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с уполномоченным органом.
Исходя из указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что обязанность получения разрешения на проведение работ возложена законом именно на администрацию Чердынского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чердынского района Пермского края к администрации - удовлетворить.
Обязать администрацию Чердынского муниципального района провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культарного наследия регионального значения « Дом Черемисина-сына», расположенном по адресу : <адрес>, в том числе реставрацию фасадов с устройством организованного водостока, восстановление предмета охраны- оконных рам, в соответствии с разработанной и согласованной научно-проектной документацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Г. Набиюллина