Дело № 2-2099/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2016 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,
при секретаре Зубковой Е.П.,
с участием истца Караваевой И.Е.,
представителя ответчика Дерябина Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Караваевой И.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Караваева И.Е. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 04.10.2016 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы по специальности. В специальный стаж не были включены периоды обучения на курсах повышения квалификации, донорские дни и дни прочих отвлечений от основной работы. С решением Комиссии она не согласна, поскольку повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием выполнения работы. В спорные периоды, включая дни сдачи крови и иные отвлечения, за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов. На основании чего, истец просит обязать ответчика включить периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды отвлечения от основной работы, связанные с участием в профессиональных конкурсах и конференциях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Караваева И.В. отказалась от исковых требований к УПФР в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении в специальный стаж периодов отвлечения от основной работы, связанных с участием в профессиональных конкурсах и конференциях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в этой части прекращено судом. На удовлетворении остальной части исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Дерябин Е.М. с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений, из которых следует, что периоды обучения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный страховой стаж, поскольку это не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665. На этом же основании не подлежат включению в специальный стаж и прочие отвлечения от основной работы. Действия Управления считает правомерными, отказ в назначении страховой пенсии произведен в соответствии с законом. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В силу ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (подп. 19 п. 1 ст. 30) предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец Караваева И.Е. осуществляет педагогическую деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ Караваева И.Е. обратилась в УПФР в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 04.10.2016 г. № 643 в назначении Караваевой И.Е. досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа по специальности, вместо необходимых 25 лет специального стажа имеется 24 года 09 месяцев 28 дней. Из специального стажа исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации и дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови.
Согласно ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 01.02.2002 г., при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.Работник, находясь на курсах повышения квалификации сохраняет место работы, выполняет обязанности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью.
Факт направления Караваевой И.Е. на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением средней заработной платы подтверждается приказами работодателя, удостоверениями и свидетельствами о повышении квалификации.
Повышение квалификации для истца является обязательным условием выполнения ею работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности.
Принимая во внимание, что в указанные периоды за Караваевой И.Е. сохранялось место работы и средний заработок, с которого должны были производиться все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд РФ, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды нахождения Караваевой И.Е. на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный стаж.
В судебном заседании также установлено и подтверждается материалами дела, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу Караваевой И.Е. были предоставлены дни отдыха в связи со сдачей крови.
Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предоставляет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 года № 68-О).
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови, засчитываются в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Караваевой И.Е. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, а также дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови, подлежат включению в ее специальный стаж педагогической деятельности, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включенных судом периодов работы, стаж работы Караваевой И.Е. на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ) в УПФР в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края составляет более 25 лет. В связи с чем, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Караваевой И.Е. пенсии не может быть признано законным. Суд считает необходимым обязать ответчика назначить Караваевой И.Е. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Назначение пенсии влечет возникновение обязанности ответчика по ее выплате.
Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Караваевой И.Е. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края включить Караваевой И.Е. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края назначить Караваевой И.Е. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2016 года.
Судья Ю.А. Чащина