АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-135/2011
23 июня 2011 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Колмаковой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Камаевой О.И.
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Управления Пенсионного фонда в Наримановском районе Астраханской области (416111, Астраханская область, г. Нариманов, проспект Строителей, 5, ИНН 3008008582, ОГРН 1023000851664) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
третьи лица: Военный комиссариат Астраханской области, Министерство финансов Российской Федерации (представитель – УФК по Астраханской области), Глазунов А.А.
о взыскании убытков
при участии:
от истца: Мишина К.Г. – представитель по доверенности от 11.01.2011 № 01;
от ответчика: не явился извещен;
от третьих лиц:
от Военного комиссариата Астраханской области: Антропова Н.В. – представитель по доверенности от 16.12.2010 № ю/7310;
от Министерства финансов Российской Федерации, Глазунова А.А.: не явились, извещены
Истец обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании в его пользу за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 14 336, 16 руб. (с учетом уточнения, принятого судом).
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, чтонезаконность выдачи военным комиссариатом Астраханской областиудостоверения ветерана боевых действий послужила основанием для образования у истца переплаты единовременной денежной выплаты Глазунову А.А. в размере 14 336,18 руб.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Представитель Военного комиссариата Астраханской области пояснила, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Удостоверение было выдано на основании архивной справки Центрального Военно-морского архива от 29.11.1996 № 15962, в соответствии с пунктом 2.11 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда № 69 от 11.10.2000, пунктом 2 Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 15.03.2004 № 77.
Представитель Минфина РФ пояснила, что главным распорядителем федерального бюджета является Минобороны РФ, оставила рассмотрение спора на усмотрение суда.
Глазунов А.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и третьих лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.06.2011 объявлялся перерыв до 23.06.2011 до 11 час. 50 мин.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» информация о перерыве для не явившегося ответчика и третьих лиц размещалась на сайте Арбитражного суда Астраханской области в разделе новости и объявления.
Выслушав представителей истца, третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд
УСТАНОВИЛ:
18.09.2009 Глазунов Александр Александрович, 21.10.1952 года рождения, обратился в УПФР в Наримановском районе Астраханской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. В подтверждение своего права Глазунов А.А. представил удостоверение ветерана боевых действий серии БК № 0406192, выданное Военным комиссариатом Астраханской области 14.09.2009.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 п. 1 и п . 6 ст. 23.1. Закона № 5-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 №294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» (далее - Порядок) (в редакции, действующей в момент спорных правоотношений) в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с п. 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (Приложения № 3 к Порядку) в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995г., принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.
На основании п. 8 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Представленная истцом копия удостоверение серии БК № 0406192 соответствует форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. №763 для категории граждан-ветеранов боевых действий.
Таким образом, при назначении и выплате ЕДВ Глазунову А.А. в размере 14 336, 16 руб. за период с октября 2009 года по июнь 2010 года у истца не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.
15.06.2010 в адрес УПФ по Наримановскому району Астраханской области поступило уведомление Военного комиссариата Астраханской области № п/3460 от 09.06.2010 о том, что 26.05.2010 в адрес Военного комиссариата Астраханской области поступил ответ из архива, согласно которому войсковая часть, где проходил службу Глазунов А.А., не принимала участие в боевых действиях, в связи с чем Глазунов А.А. права на получение единовременной денежной выплаты и льгот, как ветеран боевых действий не имеет (л.д. 21).
Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ на основании неправомерно выданного Военным комиссариатом Астраханской области удостоверения, что в сумме составило 14 336, 16 руб.
Данная сумма подтверждается ведомостью № 34 от 02.12.2010, расчетом выявленных сумм переплат, решением УПФР в Наримановском районе № 34 от 02.12.2010, согласно которым сумма в размере 14 336, 16 руб. была выплачена Глазунову А.А. УПФР в Наримановском районе Астраханской области за период с 18.09.2009 по 30.06.2010.
К способам защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относится возмещение убытков.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Требованием от 15.11.2010 № 09/3897 в адрес Военного комиссара Астраханской области истец просил до 02.12.2010 погасить переплату суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в добровольном порядке в размере 14 336, 16 руб.
Доказательства погашения суммы сложившейся переплаты суду не представлено.
Учитывая, что УПФР в Наримановском районе Астраханской области произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, выданный Военным комиссариатом Астраханской области, который впоследствии был признан Военным комиссариатом Астраханской области неправомерно выданным, суд считает, что истцом представлены доказательства возникновения убытков в заявленном размере по вине Военного комиссариата Астраханской области, и данные убытки возникли в связи с противозаконной выдачей удостоверения ветерана боевых действий третьему лицу.
Суд считает необоснованными доводы Военного комиссариата Астраханской области о правомерности выдачи Глазунову А.А. удостоверения ветерана боевых действий на основании архивной справки Центрального Военно-морского архива от 29.11.1996 № 15962, в соответствии с пунктом 2.11 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда № 69 от 11.10.2000, пунктом 2 Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 15.03.2004 № 77, так как данная справка не подтверждала участия Глазунова А.А. в боевых действиях, как законного основания для выдачи удостоверения. Архивная справка Центрального Военно-морского архива от 26.05.2010 № 8090 также не подтверждает участие Глазунова А.А. в боевых действиях в Анголе (л.д. 46).
Согласно письму Военного комиссариата Астраханской области от 09.06.2010 № п/3460 Глазунов А.А. права на получение единовременной денежной выплаты и льгот, как ветеран боевых действий, не имеет (л.д. 21).
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв не представил, исковые требования не оспорил.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Военному комиссариату Астраханской области является Министерство обороны Российской Федерации (Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год, плановый период 2012-2013 годов» (Приложение 8), подпункт 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
На основании документов, представленных истцом и третьим лицом, арбитражный суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 336, 16 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: http://astrahan.arbitr.ru
░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░