Решение по делу № 33-1140/2010 от 21.09.2010

Судья Маржохов А.В.                                                             Дело №33-1140/2010 г.         

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» сентября 2010 г.                                                                                                 г.Нальчик                                                     

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Пазовой Н.М., Созаевой С.А.

при секретаре- Савкуевой З.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нальчике

по докладу судьи Макоева А.А.

с участием- прокурора Башиева Р.А., Шанибеевой Н.А.

дело по иску прокурора Чегемского района Кабардино - Балкарской Республики в интересах Шанибеевой Надежды Андреевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о наложении обязанностей предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм;

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского горсуда КБР от 27 августа 2010 г.

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чегемского района КБР обратился в суд с иском о защите установленного федеральным законодательством права Шанибеевой Н.А., 1990 года рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Из искового заявления следует, что Шанибеева Н.А. состоит с 26.02.2010г. на учете в администрации Чегемского района КБР в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако обязательство предоставить ей жилье не исполнено.

По мнению прокурора Чегемского района КБР, на основании ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Право лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилой площади по договору социального найма закреплено также в ст.57 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законодательством РФ обязанность по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счёт средств их бюджета. Согласно ст.10 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, за защитой своих прав дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Судом в ходе производства по делу Местная администрации Чегемского района КБР была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель прокурора Чегемского района Хачемизов А.Ю., исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.

Шанибеева Н.А. в судебном заседании поддержала иск и просила суд удовлетворить его.

Представитель ответчика - Правительства КБР - Тамазова Н.В., действующая по доверенности от 12.07.2010г. за №02-2/3-2239, исковые требования не признала, а в качестве представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, действующая по доверенности от 24.05.2010г. за №02-5/3-1671, просила отказать в их удовлетворении, поясняла, что Правительство КБР является ненадлежащим ответчиком, в связи со вступившим в законную силу постановлением №333-ПП.

Представитель Местной администрации Чегемского района КБР надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил. В соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело без его участия.

Решением Нальчикского горсуда КБР от 27 августа 2010 года исковое заявление прокурора Чегемского района КБР удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство КБР просит отменить решение суда от 27 августа 2010 года как незаконное, необоснованное и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование этих требований в кассационной жалобе указано следующее.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.

Согласно постановлению Правительства КБР от 29 декабря 2009 года № 333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.20. Положения о Министерстве образования и науки КБР, утвержденного постановлением Правительства КБР от 25 января 2008 года № 17-ПП, Минобразования КБР осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительство КБР не может выступать ответчиком по данному делу.

Изучив материалы дела; заслушав доклад судьи Макоева А.А.; выслушав прокурора Башиева Р.А., Шанибееву Н.А. полагавших решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной; рассмотрев дело в отсутствие представителя Правительства КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, представителя Министерства образования и науки КБР и Министерства экономического развития КБР, Местной администрации Чегемского района КБР, неявившихся в суд по неизвестным причинам, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная колегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В связи с этим судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильём Шанибеевой Н.А. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч. 3 ст. 49, ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.

Судом достаточно полно проверен статус Шанибеевой Н.А., она является сиротой, не имеет закрепленного за ней жилья и она имеет право на внеочередное предоставление жилья.

Решение Нальчикского городского суда от 27 августа 2010 г. принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

                                                       ОПРЕДЕЛИЛА:

          Решение Нальчикского городского суда от 27 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                           А.А. Макоев.

       

Судьи:                                                                                                          С.А.Созаева.         

                                                                                                                                                           

                                                                                                     Н.М.Пазова.

                          Копия верна:

             Судья Верховного Суда КБР                            ФИО6.

33-1140/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Чегемского района в интересах Шанибеевой Н.А.
Ответчики
Правительство КБР
Другие
Шанибеева Надежда Андреевна
Администрация Чегемского района
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Макоев Ахмед Азреталиевич
29.09.2010Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее