Дело № 2-589/2018г. РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Ефременко И.В.,
при секретаре Рыбалко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
22 июня 2018 года
гражданское дело по иску Пономаревой С.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, установил:
Пономарева С.А. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Пономарева С.А. относилась к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как её родители- мать Д.Е.В., отец П.А.В. в отношении неё были лишены родительских прав на основании решения Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от <дата>. С <дата> она находилась под опекой бабушки У.Л.С.. Состоит на очереди жилищных условий, на 2016г. очередь по категории «ребенок-сирота» на 20.02.2017 г. №.
Какого-либо жилья у истца в собственности нет. По адресу, где она проживала ранее: г. Анжеро-Судженск, <адрес>, дом уничтожен в результате пожара.
В мае 2017 года Пономарева С.А. закончила 9 классов школы №, получила аттестат, в настоящее время обучается <...>.
Администрация Анжеро-Судженского городского округа не предоставляет истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
Просит суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Истец Пономарева С.А. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца Попелышко Е.В., действующая на основании нотариальной доверенности от 30.03.2017 года, исковые требования доверителя Пономаревой С.А. поддержала, пояснила суду, что не заявляет об отложении рассмотрения дела в связи с неявкой своей доверительницы.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семенова Н.Н. (доверенность от 22 ноября 2016 года, сроком три года без права передоверия) возражала относительно требований истца, мотивируя возражения тем, что предоставлением истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения будут нарушены права других лиц по категории «сирота», ранее вставших на очередь на получение жилья.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Михайлова Н.С., действующая на основании доверенности от 21 марта 2018 года №, требования поддержала, считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилыхпомещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4). Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5). Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются. В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 года № 384 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина вАнжеро-Судженском городском округе установлена в размере 18 квадратных метров. Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Пономарева С.А., <...>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители- мать Д.Е.В. и отец- П.А.В. (свидетельство о рождении л.д.8), решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от <дата>, были лишены в отношении неё родительских прав (л.д.10). Согласно распоряжения Администрации города Анжеро-Судженска № от <дата> У.Л.С. назначена опекуном <...> Пономаревой С.А., <...>. Имеется сохранное жилье по адресу: <адрес> (л.д.11). Согласно справки из МП «ЕРКЦ» (л.д.16) от 18.07.2017г. по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>, общей площадью <...> кв.м., с 16.05.2000 зарегистрирована Пономарева С.А.. Совместно с ней зарегистрированы: Д.В.Н. (<...>), Д.В.В. (<...>), П.Т.А. (<...>). Согласно справки Отдела опеки и попечительства управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа от 12.03.2018 № Пономарева С.А., <...>, состоит в списке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на дату выдачи справки очередь № (л.д.17).
Согласно ответа на запрос от 10.01.2018г. № филиал №1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» сообщает, что сведениями о наличии недвижимого имущества за Пономаревой С.А. не располагает (л.д.19).
Согласно ответа на запрос от 10.01.2018г. № филиал №1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» сообщает, что данными о собственнике квартиры, расположенной по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>, не располагает. Жилой дом, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес> на дату инвентаризации 20.12.2013г. отсутствует (снесен) (л.д.20).
Согласно уведомления от 18 июня 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения в отношении Пономаревой С.А. за период с 01 января 2000 года по 14 июня 2018 года
Доводы представителя ответчика о том, что предоставлением истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения будут нарушены права других лиц по категории «сирота», ранее вставших на очередь на получение жилья, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку из указанных выше норм права следует, что предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец, законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Таким образом, поскольку истец Пономарева С.А.относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителе", достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности и пользовании на основании договора социального найма пригодного для проживания жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, суд считает законным и подлежащим удовлетворению требование об обязании Администрации Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, общей площадью не менее 18 кв. м.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить иск Пономаревой С.А. Администрации Анжеро-Судженского городского округа:
обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Пономаревой С.А., <...>, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 (одного) месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: Ефременко И.В.
Решение в окончательной форме судом изготовлено 22.06.2018 года.