Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2017 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретарях Хабаргиной Е.В. и Ярцевой А.Г., с участием старшего помощника прокурора Заиграевского района РБ Е.Е.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., помощника прокурора Заиграевского района Ю.Ю.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителей ответчиков: администрации МО «Заиграевский район» - О.И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, главы администрации МО СП «Ключевское» П.П.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район, Администрации МО СП «Ключевское» и МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» о понуждении создать общий нормативный запас топлива на складах и котельной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Заиграевский район, Администрации МО СП «Ключевское», ООО «ЖКХ Татарский Ключ», ОАО «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», в котором просит обязать ответчиков создать на котельной с. Татарский Ключ общий нормативный запас топлива (угля) и поддерживать его в период всего отопительного сезона, мотивируя следующим.
Проведенной прокуратурой Заиграевского района РБ проверкой установлено, что ООО «ЖКХ Татарский Ключ», ОАО «РУК ЖКХ» и администрацией МО СП «Ключевское» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства.
Администрацией МО СП «Ключевское» в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заключено соглашение с Администрацией МО «Заиграевский район» о передаче полномочий по организации теплоснабжения не территории поселения. Таким образом, организация теплоснабжения с. Татарский Ключ возложена на администрацию МО СП «Ключевское»
Во исполнение указанных обязанностей с целью обеспечения жизнедеятельности населения с.Татарский Ключ администрация МО СП «Ключевское» заключила концессионное соглашение с ОАО «РУК ЖКХ».
ОАО «РУК ЖКХ» заключен договор субконцессии с ООО «ЖКХ Татарский Ключ».
Из устава общества (п.3.2.4, 3.2.7, 3.2.11) следует, что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), производство, передачу и распределение холодной воды, а также удаление и обработку сточных вод в п. Татарский Ключ.
Имущество предприятия находится в собственности МОСП «Ключевское» и передано предприятию по договору субконцессии с согласия собственника имущества, в пределах, установленных договором, заключенным между предприятием и концессионером ОАО «РУК ЖКХ»: - здание котельной с имеющимся оборудованием (котлы, дымососы, транспортер и т.д.) центральная котельная - объект, входящий в комплекс сооружений, обеспечивающих централизованное (горячее) водоснабжение и теплоснабжение; - тепловые и водопроводные сети - объекты, работающие по открытой схеме тепло- и водоснабжения, т.е. обеспечивают централизованное (горячее) водоснабжение из системы отопления и теплоснабжения;
С помощью котельной и объектов централизованного водо- и теплоснабжения, ООО «ЖКХ Татарский Ключ» предоставляет населению и организациям села, в том числе, социально значимым объектам, жилищно-коммунальные услуги: централизованное водоснабжение (горячее) и отопление.
Таким образом, в соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее - Правила), ООО «ЖКХ Татарский Ключ» является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно информации ООО «ЖКХ Татарский Ключ» запас топлива на котельной общества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, причинами отсутствия общего нормативного запаса топлива на котельной с. Татарский Ключ является отсутствие денежных средств у предприятия ООО «ЖКХ Татарский Ключ».
В соответствии с п.32 концессионного соглашения, Концессионер, т.е. ОАО «РУК ЖКХ» обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения. Согласно п.53 Соглашения, Концессионер имеет право исполнять настоящее Соглашение, включая деятельность, предусмотренную п.1 Соглашения (в т.ч. производство, передачу и распределение тепловой энергии) своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом Концессионер несет ответственность за действия других лиц, как за свои собственные.
Таким образом, выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложена в равной степени как на МО Заиграевский район» и МО СП «Ключевское», так и на ОАО «РУК ЖКХ» и ООО «ЖКХ Татарский Ключ», как концессионера и организацию, имеющую источники теплоты, непосредственно обслуживающую котельную соответственно.
В результате невыполнения администрациями МО «Заиграевский район», МО СП «Ключевское», ОАО «РУК ЖКХ» и ООО «ЖКХ Татарский Ключ» требований действующего федерального и регионального законодательства создана реальная угроза срыва отопительного сезона, и как следствие, нарушения прав населения с. Татарский Ключ Заиграевского района РБ на получение теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство создает угрозу нарушения прав граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания.
Требования прокурора основаны на положениях пп. «а» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, п.п. 2, 19, 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012г. № 377, п.п. 11.6, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О теплоснабжении», п.23 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пп. 8.3. п.8 Распоряжения Правительства РБ от 26.05.2017 № 298-р «О подготовке объектов теплоэнергетики, коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2017/2018 года», ст. 1029 ГК РФ, ст.ст. 7, 40, 42 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, ст.ст. 7, 24, 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ помощника прокурора Заиграевского района РБ Ю.Ю.Ю. от исковых требований к ООО «ЖКХ Татарский Ключ», ОАО «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства». Полномочие на отказ от иска оговорено доверенностью. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве соответчика МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское».
В судебное заседание представитель ответчика МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское», будучи надлежаще извещенным о дне, времени и месте судебного заседания не явился. При этом какие-либо ходатайства не поступили. Судом определено разбирательство дела провести без участия стороны ответчика в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Заиграевского района Е.Е.Е. поддержала требования иска и доводы в его обоснование.
Представитель ответчика Администрации МО «Заиграевский район» - О.И.А. требования иска признала в части, и пояснила, что приняты меры по созданию запаса топлива, завезено 245 тонн угля.
Представитель ответчика Администрации МО СП «Ключевское» П.П.П. исковые требования признала, пояснила, что запас топлива обеспечивается, на весь период отопительного сезона необходимый запас топлива будет создан. Заключены договора поставки.
Суд, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы иска и исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с решением Совета депутатов МО СП «Ключевское» <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии части полномочий МО «<адрес>» на уровень МО СП «Ключевское», приняты полномочия МО «<адрес>» на уровень МО СП «Ключевское» по организации в границах поселения тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения. Заключено с МО «<адрес>» соглашение сроком на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным суду документам МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Как следует из договора о закреплении и муниципального имущества на право хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО СП «Ключевское», именуемое «Собственник», и МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское», именуемое «Предприятие», Собственник закрепил за Предприятием муниципальное имущество, расположенное на территории Заиграевского района, для обеспечения деятельности согласно Уставу и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Состав и стоимость передаваемого имущества определяется актом приема-передачи к настоящему договору.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателями недвижимости, а именно: здание насосной II подъема, расположенного по адресу: РБ, <адрес>; тепловой сети, расположенной по адресу: РБ, <адрес>; хлораторной, расположенной по адресу: РБ, <адрес>; здания сторожевой охраны водозаборных скважин, расположенного по адресу: РБ, <адрес>В; здания песколовки, расположенного по адресу: РБ, <адрес>; здания скважины № (красная), расположенного по адресу: РБ, <адрес>В; здания конторы, расположенное по адресу: РБ, <адрес>; канализационной сети, расположенной по адресу: РБ, <адрес>; здание скважины, расположенного по адресу: РБ, <адрес>В; здания Биофильтра, расположенного по адресу: РБ, <адрес>; здания насосной I подъема, расположенного по адресу: РБ, <адрес> является МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское».
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377 утвержден Порядок, который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно п.п. 2, 8, 12, 21 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ), расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо), расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Согласно требованиям п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Пунктом 4.1.1 Правил от 24.03.2003 года № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно ответам ООО «ЖКХ Татарский Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас угля на складе котельной отсутствует. Начать отопительный сезон не представляют возможным, т.к. закупить уголь предприятие не имеет финансовой возможности. Пробные топки планируют производить в период с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договорам купли-продажи товара № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенными между администрацией МО СП «Ключевское» (покупатель) с одной стороны и ООО «Исток» и ИП Ч.Ч.Ч. в с другой стороны, Продавцы обязуются передать в собственность уголь марки ДР300, а Покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную договором денежную сумму. Цена единицы товара, а также расходы по страхованию и транспортировке товара до места назначения составляет 70500 руб. Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 19.10.2017г., № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 12.10.2017г. подтверждается уплата денежных сумм в размере каждый раз по 70500 руб. Как видно из акта приема-передачи товара № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующими товарными накладными от той же даты, Администрации МО СП «Ключевское» доставлялся уголь в количестве 30 тонн 4 раза, итого 120 тонн.
На основании договоров на поставку угля № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ИП Ч.Ч.Ч., именуемого Поставщик, и Главой МО СП П.П.П., именуемое Покупатель, Поставщик обязуется поставить в собственность Покупателя. Покупатель обязуется принять и произвести оплату за поставляемый уголь в порядке на условиях, определяемых в настоящем договоре. Количество товара, подлежащего поставке согласно каждому договору по 55 тонн, определяет покупатель согласно месячной нормы по цене 1750 рубля за 1 тонну. Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается уплата покупателем денежных сумм в размере 96250 руб. дважды в счет исполнения договоров. Как видно из товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации МО СП «Ключевское» доставлен дважды уголь в количестве 55 тонн. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается уплата денежных сумм в размере 26250 руб., по вышеуказанному договору. Как видно из товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации МО СП «Ключевское» доставлен уголь в количестве 15 тонн.
Таким образом, ответчиками Администрацией МО «Заиграевский район, Администрацией МО СП «Ключевское», МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» на момент рассмотрения дела не создан необходимый НЭЗТ, установленный нормативными актами, в целях надежной и стабильной работы котельных, обеспечивающей плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При установленных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
В соответствии п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера: для организаций – 6000 рублей, для физических лиц – 300 рублей.
Администрация МО «Заиграевский район», Администрация МО СП «Ключевское» в соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты госпошлины. С ответчика МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, так как иск был подан в интересах неопределенного круга лиц, каковыми могут быть физические лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район, Администрации МО СП «Ключевское» и МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» о понуждении создать общий нормативный запас топлива на складах и котельной удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Заиграевский район, Администрацию МО СП «Ключевское» и МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов общего 45-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей с.Татарский Ключ Заиграевского района Республики Бурятия.
Взыскать с МУП ЖКХ «Теплоэнергетической комплекс «Ключевской» МО СП «Ключевское» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования «Заиграевский район».
Освободить Администрацию МО «Заиграевский район» и Администрацию МО СП «Ключевское» в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины в доход муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке через Заиграевский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья А.С. Янданова
Верно председательствующий судья /А.С. Янданова/