Решение по делу № 33-1690/2016 от 23.08.2016

Судья Смирнов С.А. дело № 33-1690/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола      27 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Ваулина А.А.,

при секретаре Матвеевской А.И.,     

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2016 года, которым постановлено:

восстановить срок Шишкиной Р. М. <дата> рождения для принятия наследства, состоящего из денежных вкладов, находящихся, в том числе и на счете № <...> с причитающимися процентами и компенсационными выплатами, принадлежащих Филипповой Г. М., <дата> рождения, признанной умершей <дата>, хранящихся в ПАО «Сбербанк России».

Признать Шишкину Р. М. <дата> рождения принявшей наследство умершей сестры Филипповой Г. М..

Признать право собственности Шишкиной Р. М. на денежные вклады, находящиеся, в том числе и на счете
<...> с причитающимися процентами и компенсационными выплатами, принадлежащие Филипповой Г. М., <дата> рождения, признанной умершей <дата>, хранящиеся в ПАО «Сбербанк России».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шишкина Р.М. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, в котором в окончательно сформулированных требованиях просила восстановить срок для принятия наследства, состоящего из денежных вкладов, находящихся, в том числе и на счете № <...> с причитающимися процентами и компенсационными выплатами, принадлежащих Филипповой Г.М.,
<дата> рождения, признанной умершей <дата>, хранящихся в ПАО «Сбербанк России»; признать истца принявшей наследство умершей сестры Филипповой Г.М.; признать право собственности истца на денежные вклады, находящиеся в том числе и на счете № <...> с     причитающимися процентами и компенсационными выплатами, принадлежащие Филипповой Г.М.,
<дата> рождения, признанной умершей <дата>, хранящиеся в ПАО «Сбербанк России».

В обоснование иска указано, что <дата> умерла сестра истца Филиппова Г.М., <дата> рождения. После ее смерти открылось наследство, состоящее из денежных вкладов, находящихся на счете, открытом в ОАО «Сбербанк России» в Советском ОСБ <...>.

Завещание наследодателем оставлено не было. Шишкина Р.М., является наследником второй очереди имущества умершей Филипповой Г.М. Наследники первой очереди отсутствуют. Кроме истца, наследником второй очереди является брат умершей Филипповой Г.М. - Филиппов В.М., который так же пропустил срок принятия наследства. На наследственное имущество после смерти умершей сестры он не претендуют, о чем свидетельствует его заявление, адресованное нотариусу Советского нотариального округа Республики Марий Эл Черноносовой Л.Г. от 03 февраля 2016 года. В установленный законом шестимесячный срок истец и другой наследник умершей сестры не обратились в нотариальные органы за принятием наследства, открывшегося после ее смерти, поскольку не знали о факте признания ее умершей. В силу того, что сестра проживала с 1980 года на полном государственном обеспечении в интернате, истец не знала об открытии наследства и не должна была знать, поскольку не являлась законным представителем наследодателя. Также причинами пропуска срока для принятии наследства помимо состояния здоровья истца являются: ее пенсионный возраст, проживание отдельно от наследодателя, само состояние здоровья наследодателя, которое не позволяло общаться с ней без психического урона и душевного волнения для нее же. Кроме того, указала на то, что лечебное учреждение не сообщило ей о факте смерти сестры Филипповой Г.М. Ссылается на то, что настоящего иск подан ею в суд в течение шести месяцев со дня, когда ей стало известно о смерти наследодателя.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Марий Эл просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что Шишкиной Р.М. не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от нее обстоятельствах, препятствующих ей получать информацию о судьбе близкой родственницы от персонала интерната, своевременно узнать о ее исчезновении в 2006 году и открытии наследства.

Выслушав объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл Егоровой О.Э., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Восстанавливая истцу срок для принятия наследства, суд в качестве уважительных причин его пропуска принял во внимание дату, когда истец узнала о смерти наследодателя, пожилой возраст истца, ее состояние здоровья, а также психическое состояние Филипповой Г.М.

Судебной коллегией данный вывод суда признается ошибочным.

Согласно положениям пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В силу пункта 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам, и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности; тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (статья 1113 ГК РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.

Как установлено судом, решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 4 мая 2012 года Филиппова Г.М., родившаяся
<дата> в <...> Звениговского района Марийской АССР объявлена умершей.

Согласно свидетельству о смерти Филиппова Г.М. умерла <дата>.

При жизни Филиппова Г.М. находилась на полном государственном обеспечении в ГБУ РМЭ «<...> интернат» со <дата> по <дата> и отчислена по причине смерти.

После смерти Филипповой Г.М. открылось наследство в виде денежного вклада, открытого на имя Филипповой Г.М. в отделении
Марий Эл № <...> ПАО Сбербанк.

В ответе на запрос нотариус Советского нотариального округа Республики Марий Эл Черноносова Л.Г. сообщила суду, что наследственное дело Филипповой Г.М. <дата> рождения, умершей <дата> в нотариальной конторе не заводилось, материалы по факту открытия наследства отсутствуют.

Поскольку по материалам дела наследники первой очереди отсутствуют, наследниками второй очереди будут являться Шишкина Р.М. (сестра), Филиппов В.М.(брат).

Согласно заявлению на имя нотариуса Советского нотариального округа Республики Марий Эл Черноносовой Л.Г. от 3 февраля 2016 года Филиппов В.М. указал, что совместно с умершей не проживал, во владение наследственным имуществом не вступал, на наследство не претендует.

17 февраля 2015 года нотариус Советского нотариального округа Республики Марий Эл Черноносова Л.Г. отказала Шишкиной Р.М. в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Филипповой Г.М. в связи с пропуском истцом срока для принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.

В соответствии с правилами статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возлагается на истца.

Суд, восстанавливая истцу срок для принятия наследства, не учел, что Шишкина Р.М. является совершеннолетним и дееспособным ближайшим родственником наследодателя, имела информацию о месте жительства сестры, таким образом, обладала реальной возможностью получить сведения о смерти сестры в срок, установленный статьей 1154 ГК РФ для принятия наследства.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Шишкиной Р.М. о восстановлении срока для принятия наследства, признании истца принявшей наследство умершей сестры, признании права собственности на денежные вклады, принадлежащие наследодателю, у суда не имелось.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шишкиной Р. М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл отказать.

Председательствующий     А.Е.Соснин

Судьи     О.В.Юрова

    А.А.Ваулин

33-1690/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Шишкина РМ
Ответчики
Росимущество
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Ваулин Александр Анатольевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
27.09.2016Судебное заседание
29.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2016Передано в экспедицию
27.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее