РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 ноября 2017 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Антонова Г.П., при секретаре судебного заседания Кручик М.В., с участием административного истца Барыкина В.В., его представителя Ермакова М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-330/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего штаба материально-технического обеспечения Черноморского флота (изъято) Барыкина Виктора Владимировича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Югрегионжилье) в части отказа в принятии супруги истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Барыкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела Югрегионжилье от 14 августа 2017 г. № 339/сев в части отказа в принятии его супруги – ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязав названное должностное лицо отменить это решение, и принять названного члена его семьи на жилищный учет.
В обоснование своих требований Барыкин и его представитель Ермаков в поданном административном исковом заявлении и в судебном заседании указали, что поскольку Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины от 16 марта 2000 г. (далее – Соглашение) предусмотрено, что лица, увольняемые с военной службы из состава Черноморского флота РФ на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства на территории Украины в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации, обеспечиваются жилой площадью за счет средств Российской Федерации, то отсутствие у ФИО1 гражданства Российской Федерации не могло послужить основанием для отказа в принятии ее на жилищный учет в целях обеспечения жилым помещением как члена семьи военнослужащего Барыкина В.В. При этом представитель истца отметил, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не предъявляет к членам семей такие особые требования, как наличие гражданства Российской Федерации.
Административные ответчики и заинтересованное лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем судом, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время Барыкин В.В. проходит военную службу в штаба материально-технического обеспечения Черноморского флота. Из копий справок от 11 октября 2016 г. № 80/105, 80/106 и от 12 октября 2017 г. № 80/77 и № 80/78 усматривается, что Барыкин В.В. проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации и в его личном деле записана дочь – ФИО2 и супруга – ФИО1 Ввиду предстоящего увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в июне 2016 г. и в июле 2017 г. истец подал в 1 отдел Югрегионжилье заявления, с приложением к ним документов, для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи три человека (включая дочь ФИО2 и супругу ФИО1). Решением начальника 1 отдела Югрегионжилье от 14 августа 2017 г. № 339/сев Барыкин В.В. и его дочь приняты на указанный жилищный учет. Этим же решением в принятии на жилищный учет его супруге ФИО1 отказано в связи с тем, что она не имеет гражданства Российской Федерации и в силу требований ст. 49 Жилищного кодекса РФ не может быть признана в качестве нуждающейся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма, в составе семьи военнослужащего.
Согласно копии паспорта ФИО1, она является гражданкой Украины.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» для приобретения гражданства Российской Федерации совершеннолетнему лицу необходимо лично обращаться с соответствующим заявлением.
Вместе с тем, в судебном заседании истец пояснил, что его супруге ФИО1 уполномоченным органом в приобретении гражданства Российской Федерации отказано.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
При этом из анализа ст. 27, 40, 62 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» и положений Жилищного кодекса РФ следует, что государством гарантировано соблюдение права на предоставление жилых помещений по договорам социального найма только гражданам Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из статьи 40 Конституции Российской Федерации не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, включая случаи, когда эти граждане являются родственниками граждан Российской Федерации - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по нормативам, учитывающим членов их семьи. Решение вопроса об определении иных, помимо малоимущих, категорий граждан, нуждающихся в жилье, изложенных в Жилищном кодексе Российской Федерации, входит в исключительную компетенцию законодателя, который в ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 126-О-О, в котором также отмечено, что законодатель обладает свободой усмотрения в выборе норм предоставления жилья, а также в решении вопроса о том, должно ли жилье предоставляться определенной категории граждан бесплатно или за доступную плату.
При этом в соответствии с требованиями подп. «а» п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. № 1280, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются, в том числе, копии документов, удостоверяющих личность совместно проживающих с ними членов их семей – граждан Российской Федерации.
Поскольку действующим законодательством установлено, что одним из оснований для признания членом семьи военнослужащего – гражданина Российской Федерации нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма является наличие у члена семьи гражданства Российской Федерации, которого у супруги истца ФИО1 не имеется, то она не может претендовать на бесплатное обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны РФ.
При таких обстоятельствах суд находит оспариваемое решение начальника 1 отдела Югрегионжилье законным, а требования административного истца – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ссылку истца и его представителя на положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины от 16 марта 2000 г., согласно которым лица, увольняемые с военной службы из состава Черноморского флота РФ на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства на территории Украины в местах дислокации Черноморского флота РФ, обеспечиваются жилой площадью за счет средств Российской Федерации, суд признает несостоятельной, поскольку данное Соглашение не регламентирует порядок обеспечения иностранных граждан жилыми помещениями по договору социального найма на территории Российской Федерации.
К тому же
Так как требования административного искового заявления Барыкина суд находит не подлежащими удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
Руководствуясь ст. 103, 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Барыкина Виктора Владимировича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части отказа в принятии супруги истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, – отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.П. Антонов