Судья Екимова Н.И. Дело № 33-125/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Орловой И.А., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г. Воркуте Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2012 года, которым ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте обязано зачесть Бурдукевич В.И. в стаж работы для назначения пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения службы в Вооруженных Силах с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы; произвести перерасчет и доплату трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента ... по специальному стажу с <Дата обезличена> с учетом индексации относительно роста потребительских цен по Республике Коми; взыскано с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в пользу Бурдукевич В.И. ... рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя и госпошлина в бюджет МОГО «Воркута» в размере ... рублей,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бурдукевич В.И. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил включить период прохождения службы в Вооруженных Силах с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном исчислении; произвести перерасчет размера пенсии и доплатить пенсию с учётом индексации относительно роста потребительских цен в Республике Коми с <Дата обезличена>.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда в части включения в специальный стаж периода военной службы (один день службы за два дня работы), указав, что данная служба может быть включена в общий, а не специальный трудовой стаж.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Из материалов дела следует, что истец <Дата обезличена> года рождения, является получателем трудовой пенсии с <Дата обезличена> в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Стаж истца на <Дата обезличена> для определения пенсионного капитала по Списку № 1 составил – ....
Согласно пенсионному делу после военной службы истца непосредственно следовал период работы по Списку № 1.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований заявителя суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции, действующей на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии, предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции РФ.
Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». При этом Закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».
Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Закона, расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Закона за весь период с 01 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен пунктом 3 статьи 10 Закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное выше, с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 29 января 2004 года, позволяют признать право истца на включение службы армии в специальный стаж, однако с учетом того, что оценка пенсионных прав путем их конвертации в начальный пенсионный капитал на 1 января 2002 года не предусматривает льготного порядка подсчета периода службы в армии, оснований для включения этого периода из расчета один день службы за два дня работы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, основаны на неверном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период работы истца по Списку № 1 непосредственно следовал после военной службы, суд правильно пришел к выводу, что спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии.
С учетом периодов службы в Вооруженных Силах специальный стаж работы истца составил свыше ... лет, что дает право на установление размера пенсии и взыскании недоплаты, исходя из стажевого коэффициента ....
В связи с изменением решения суда об удовлетворении исковых требований частично, размер возмещения расходов по оплате услуг представителя судебная коллегия находит определить в размере ... рублей.
Требования о перерасчете и доплате трудовой пенсии подлежат удовлетворению с учетом данного стажевого коэффициента с <Дата обезличена> с учетом индексации относительно роста потребительских цен по Республике Коми.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2012 года изменить.
Исковые требования Бурдукевич В.И. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте зачесть Бурдукевич В.И. в стаж работы для назначения пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения службы в Вооруженных Силах с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; произвести Бурдукевич В.И. перерасчет и доплату трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента ... по специальному стажу с <Дата обезличена> с учетом индексации относительно роста потребительских цен по Республике Коми.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в пользу Бурдукевич В.И. ... рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи