Дело № 2NKа-82/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Черский «03» апреля 2018 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Польниковой О.Ю., при секретаре Арбузенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску
исполняющего обязанности прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Черский», об обязании устранить нарушение федерального законодательства в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и в области жилищно-коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Черский» (далее АМО «Поселок Черский») с административным исковым заявлением, которым просит признать незаконным бездействие административного ответчика, который в нарушение федерального законодательства в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и в области жилищно-коммунального хозяйства, являясь собственником квартиры № 4 дома № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), не установил в указанном жилом помещении индивидуальные приборы учета определения объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов.
Исполняющий обязанности прокурора просит обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение федерального законодательства путем установки приборов учета используемых коммунальных услуг по вышеуказанному адресу.
В обоснование заявленных требований исполняющий обязанности прокурора указывает, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведенной прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в отношении АМО «Поселок Черский», было установлено, что в некоторых квартирах муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам по договору социального найма, в том числе в вышеуказанной квартире, не установлены индивидуальные приборы учета определения объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов.
Данным бездействием АМО «Поселок Черский» нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде, а также нарушаются интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической безопасности.
Исполняющий обязанности прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Середа С.В., административный ответчик АМО «Поселок Черский», уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
От представителя ответчика – исполняющего обязанности главы АМО «Поселок Черский» Коржавина С.И. поступило возражение на административный иск, где указано, что установка приборов учета используемых коммунальных услуг в квартире № 4 дома № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский технически невозможна.
В соответствии с п. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
В связи с тем, что стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, а также в связи с тем, что участие сторон в рассмотрении данного иска не признавалось судом обязательным, рассмотрение дела проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов утверждают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организуют проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организуют и проводят иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 № 197-ФЗ, от 26.07.2017№ 196-ФЗ) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, проведенной 05.02.2018 прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в отношении АМО «Поселок Черский», установлено, что административный ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Нижнеколымский район, пос. Черский, ул. Дзержинского, д.2, кв.4.
Об указанном факте свидетельствует постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.01.2010 № 29 "О безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального района "Нижнеколымский район" в муниципальную собственность муниципальным образованиям "Поселок Черский", "Халарчинский наслег", "Походский наслег" и национальному юкагирскому муниципальному образованию "Олеринский суктул", находящимся на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия)", где в приложении № 1№ «Перечень объектов муниципального имущества муниципального района «Нижнеколымский район», подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципальному образованию «Поселок Черский», указан и дом № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский.
В перечне квартир муниципального жилищного фонда МО «Поселок Черский», предоставленном административным ответчиком, значится квартира № 4 вышеуказанного дома.
Факт отсутствия в данной квартире индивидуальных приборов учета определения объемов (количества) учета используемой горячей и холодной воды сторонами не оспаривается.
Однако, административным ответчиком предоставлен акт обследования № 009 от 01.01.2017, из которого следует, что при визуальном осмотре установлено, что в вышеуказанной квартире отсутствует техническая возможность установления индивидуального прибора учета горячей воды по критерию, указанному в п.п. «а» п. 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В частности, водозабор на нужды горячего водоснабжения производится из внутренней системы отопления, централизованная система горячего водоснабжения отсутствует.
Согласно п.п. «а» п. 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Приняв во внимание указанный довод, суд вместе с тем приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления городского поселения надлежащим образом не реализуют свои полномочия, установленные п. 8.2 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Поселок Черский», согласно которому они уполномочены утверждать и реализовывать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организовывать проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд, проводить иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Установка индивидуальных приборов учета в муниципальном жилом фонде является одним из мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов государства.
В соответствии с п.п. 6, 21 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Поселок Черский» вопросы содержания муниципального жилищного фонда, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, входят в компетенцию муниципального образования.
Из перечня квартир муниципального жилищного фонда МО «Поселок Черский» следует, что в доме № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский в муниципальной собственности находится 3 квартиры.
Отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета горячей воды в указанном доме, в том числе в квартире № 4, является основанием для проведения реконструкции либо капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) созданием новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), то есть является основанием для реализации АМО «Поселок Черский" вопросов, указанный в п.п. 6, 21 ч. 1 ст. 5 Устава.
Препятствий к установке индивидуального счетчика учета холодной воды, по вышеуказанному адресу не имеется.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика по непринятию мер к установке в квартире № 4 дома № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) индивидуальных приборов учета используемых коммунальных услуг является незаконным.
Безучетное потребление природных, энергетических ресурсов нарушает права и интересы Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и неопределенного круга лиц.
При этом суд считает, что требование исполняющего обязанности прокурора об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение путем установки индивидуальных приборов учета используемых коммунальных услуг по вышеуказанному адресу, является некорректным в связи со следующим.
Указанное требование является завуалированным требованием об обязании МО «Поселок Черский» утвердить и реализовывать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Исходя из установленных конституционных принципов о самостоятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, суд не вправе вторгаться в обсуждение и оценку целесообразности проводимой муниципально-правовой политики.
Также суд не вправе устанавливать дополнительные расходные обязательства, подменяя собой представительные органы местного самоуправления, поскольку расходы местных бюджетов утверждаются решениями представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем, суд считает необходимым обязать АМО «Поселок Черский» устранить нарушение законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности, приняв установленные действующим законодательством меры по установке индивидуальных приборов учета квартире № 4 дома № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Определяя срок исполнения решения об устранении допущенных нарушений действующего законодательства в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и в области жилищно-коммунального хозяйства, суд устанавливает его в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск исполняющего обязанности прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Черский» - удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Поселок Черский», выразившееся в непринятии мер по установке в муниципальной квартире № 4 дома № 2 по ул. Дзержинского в пос. Черский Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) индивидуальных приборов учета, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Черский» устранить нарушение законодательства в области энергосбережения, энергетической эффективности и в области жилищно-коммунального хозяйства, приняв меры по установке индивидуальных приборов учета в квартире № 4 дома № 2, по ул. Дзержинского в пос. Черский Нижнеколымского района.
Указанное нарушение устранить не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о мерах по устранению допущенного нарушения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения направить в Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия), в прокуратуру Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через постоянное судебное присутствие в пос. Черский Нижнеколымского района в составе Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.Ю. Польникова