Дело № 2-1308/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Панове А.А.
с участием истца – прокурора Жукова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Правительство Севастополя, Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о возложении обязанностей совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по проведению рекультивации земельных участков, на которых размещена несанкционированная свалка отходов на территории Гагаринского района города Севастополя в районе ул.Индустриальной и Камышового шоссе, а именно участка ориентировочной площадью 46685 м2 в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д. и участка ориентировочной площадью 47350 м2 в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д., в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800, завершив работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя на территории города Севастополя проведены надзорные мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок, в ходе которых на территории бывшего мусоросжигательного завода в районе Камышового шоссе и улицы Индустриальная установлены факты нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя должны осуществляться мероприятия по рекультивации свалки в районе бывшего мусоросжигательного завода в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие Департаментом городского хозяйства города Севастополя таких мер нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
В предварительном судебном заседании 06 мая 2019 года представитель ответчика Департамент городского хозяйства города Севастополя представил письменные пояснения по делу, в том числе пояснив, что собственником спорного земельного участка является город Севастополь в лице Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям гор. Севастополя, в связи с чем обязанность по осуществления каких-либо действий с земельным участком должна быть возложена на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
03 июня 2019 года от Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) поступил отзыв на исковое заявление, в котором они указывают также, что в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800, требования Прокурора должны быть предъявлены к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Протокольным определением от 24 июня 2019 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание 08 июля 2019 года не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя на территории города Севастополя проведены надзорные мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок, в ходе которых на территории бывшего мусоросжигательного завода в районе Камышового шоссе и улицы Индустриальная установлены факты нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Установлено, что на территории Гагаринского района города Севастополя на открытом грунте земельного участка, который с восточной стороны примыкает к ГСК «Рябина» и имеет въезд со стороны указанного кооператива, с западной стороны примыкает к Камышовому шоссе, с южной стороны граничит с мусоросжигательным заводом, с северной стороны граничит с ГСК «Кипарис», рынком «Мельница» и улицей Индустриальной, располагается свалка отходов.
Земельный участок, на котором расположена свалка, располагается на контурах №№2, 4, являющихся составными элементами земельного участка с кадастровым номером №, и состоит из двух соприкасающихся участков: участка ориентировочной площадью 46685 м2 в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д. и участка ориентировочной площадью 47350 м2 в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д..
Согласно справке Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя на указанном участке общей площадью около 94035 м2 складированы отходы различного морфологического состава, в том числе твердые коммунальные отходы, строительный мусор, отвалы грунта.
Размещение на территории указанной свалки отходов создает угрозу безопасности окружающей среды в результате загрязнения её компонентов и требует принятия неотложных мер по её устранению и рекультивации земельного участка, что подтверждается следующим.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, в соответствии с терминологией Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
В нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенного земельного участка, который не является объектом размещения отходов.
Согласно п. 4.10 Постановления Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП «Об утверждении правил благоустройства территории города Севастополя» в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории города Севастополя не допускается, в том числе сбрасывание и накапливание мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест; создание стихийных свалок.
В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Правила) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использование в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы.
Согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В нарушение перечисленных норм закона рекультивация нарушенных вследствие размещения отходов земель не проводится.
На основании пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
В соответствии с п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Согласно информации Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 05.03.2019, собственником земельного участка с кадастровым номером 91:02:000000:142 на котором располагается свалка, является субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – производственная деятельность.
На основании п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находиться в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В соответствии с п. 2 Положения, задачами Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя являются проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя; осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах компетенции.
На основании п. 3 Положения к функциям Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя относятся управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков.
Согласно пунктам 4.41, 4.70, 4.75 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям: осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; организует в пределах своей компетенции проведение инвентаризации земель, оценки земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Доказательств того, что земельный участок предоставлен на каком-либо праве в пользование третьим лицам суду не предоставлено.
На основании вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что мероприятия по рекультивации свалки в районе бывшего мусоросжигательного завода в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства должны осуществляться Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. в связи с чем в удовлетворении требований о возложении указанной обязанности на Департамент городского хозяйства города Севастополя надлежаит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - удовлетворить.
Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность по проведению рекультивации земельных участков, на которых размещена несанкционированная свалка отходов на территории Гагаринского района города Севастополя в районе ул.Индустриальной и Камышового шоссе, а именно участка ориентировочной площадью 46685 м2 в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д. и участка ориентировочной площадью 47350 м2 в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д., в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800, завершив работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2019.
Председательствующий –