Решение по делу № 33-1901/2013 от 30.01.2013

Судья Мень О.А.

Дело №33-1901

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

6 марта 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.

Судей Кузнецовой Г.Ю., Абашевой Д.В.

при секретаре Кармановой Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 26 декабря 2012 года, которым постановлено :

Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Дроздову В.Б., дата рождения, уроженцу ****, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения прокурора Левыкиной Л.Л. и Дроздова В.Б., возражающих против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установ ила:

Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах Дроздова В.Б. к Администрации Чернушинского района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверка исполнения законодательства регламентирующего защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру Чернушинского района поступило обращение от Дроздова В.Б. об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Дроздов В.Б. поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В настоящее время Дроздов В.Б. не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч.1 абз. 2 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 года № 334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Учитывая, что Дроздов В.Б., обратился в прокуратуру района с заявлением о защите его прав, прокурор считает необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, абз. 2 ч.3 ст. 131 ГПК РФ, ст.49 ч.3, ст. 57 ЖК РФ, ст.27 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Дроздову В.Б. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить в части возложения обязанности по предоставлению Дроздову жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м просит Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению, а именно: Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», в то время как жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..., утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья, которая составляет 15 кв.м.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не находит.

Судом первой инстанции установлено, что Дроздова Л.Б., на основании решения Чернушинского районного суда Пермского края от 02.02.2001 года лишена родительских прав в отношении Дроздова В.Б. Согласно свидетельства о рождении Дроздова В.Б., имеется запись об отце, но отца юридически нет. Дроздов В.Б., осталась без попечения родителей (л.д.8-9, 13,15).

Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермского края от 06.12.2001 года № 1451 установлена опека над несовершеннолетним Дроздовым В.Б. (л. д. 13).

25.06.2007 года Дроздов В.Б. окончил обучение в Муниципальном общеобразовательном учреждении «***». (л.д. 10)

29.12.2001 года Дроздов В.Б.,06.03.1991 года рождения поставлен на учет в администрации Павловского сельского поселения в очередь нуждающихся в жилом помещении, в категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей (л.д.7).

В собственности Дроздова В.Б. нет объектов недвижимого имущества, данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав и сделок с ним от 19.12,2012 № 17/031/2012-88. и справкой ЦТИ Пермского края №1436 от 19.12.2012 года.

Судом установлено, что Дроздов В.Б. временно зарегистрирован по адресу : **** на период с 30.10.2012г. по 30.01.2013г., что подтверждается справкой администрации сельского поселения от26.12.2012года.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст.- 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п ( в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п ), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года № 255-ПК « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.( ст. 9 ) Удовлетворяя требования прокурора, и делая вывод о том, что Дроздов В.Б. вправе претендовать на внеочередное получение жилого помещения, суд исходил из того, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы Правительства Пермского края сводятся к
несогласию с решением суда в части возложения на ответчика обязанности по
предоставлению Дроздову В.Б. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.. Оснований к отмене решения суда в этой части судебная коллегия не находит. Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Чернушинского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п.

При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, установленная на территории Чернушинского муниципального района норма предоставления жилого помещения, не может быть применена при разрешении данного спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:

33 кв. м - для одиноких граждан;

42 кв. м - на семью из двух человек;

18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.

С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда.

Иных правовых доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 26 декабря 2012 года по доводам Правительства Пермского края^рставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1901/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
06.03.2013Судебное заседание
13.03.2013Дело сдано в канцелярию
14.03.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее