Дело № 12-1155/2017
Р Е Ш Е Н И Е
08 декабря 2017 года г. Уфа
Судья Октябрьского районного суда г. Уфы РБ Шафикова Е.С.,
с участием представителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф., представившей доверенность без номера от 30 ноября 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан об административном правонарушении от 21 сентября 2017 года, которым
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН №, расположенная по адресу: <адрес>
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей,
у с т а н о в и л:
обжалуемым постановлением Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан признана виновной в том, что умышленно, без наличия уважительных причин не исполнила требования неимущественного характера по исполнительному листу ФС № от 13 ноября 2015 года после предоставленного срока для добровольного исполнения после наложения административного штрафа постановлением от 16 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, за что привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Не соглашаясь с данным постановлением, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан подала жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, мотивируя тем, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан не извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении на 21.09.2017 года. 01.06.2016г. между Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО3, ФИО2, А.Р. заключен договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, который был зарегистрирован в Управление Росреестра РБ ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Казакова А.Р., снята с регистрационного учета. Таким образом, требование исполнительного производство исполнено Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В судебное заседание представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом, не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствие с п. 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ.
Представитель должностного лица в судебном заседании считала вину Администрации ГО г. Уфы доказанной.
Проверив представленные материалы административного дела, суд находит, постановление должностного лица вынесенным законно.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрено -неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
При этом согласно статье 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов возлагаются, в том числе, задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии со статьей 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Как следует из статьи 14 Закона о судебных приставах, законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации; невыполнение законных требований судебного пристава, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 6 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Согласно статье 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые должностными лицами службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1).
Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (часть 2).
В соответствии со статьей 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Статья 105 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что в случаях неисполнения должником указанных требований в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
В силу статьи 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа (часть 2).
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан привлечена к ответственности в рамках исполнительного производства, возбужденного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС N 008963802 от 13 ноября 2015 года, выданного Октябрьским районным судом г. Уфы по делу № во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу 13 октября 2015 года.
Постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ от 17 марта 2016 года должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения постановления. Постановление получено должником 18 марта 2016 года, после чего 25 марта 2016 года срок истек. 16 мая 2016 года постановлением от 16 мая 2016 года Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа 30000 рублей.
18 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – в срок 5 дней со дня получения постановления, которое получено 18 июля 2017 года, таким образом срок новый срок исполнения – 26 июля 2017 года. В связи с неисполнением должником исполнительного документа неимущественного характера в установленный срок до 26 июля 2017 года, 15 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол по делу об административном правонарушении, 21 сентября 2017 года вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении.
Начальник Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ пришел к верному выводу о наличии у Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан реальной возможности для соблюдения в установленный срок содержащихся в исполнительном документе требований и непринятии им всех зависящих от него мер по их соблюдению и правомерно установил вину доказанной в совершении административного правонарушения.
Доказательств наличия оснований, препятствовавших исполнению этих требований до привлечения юридического лица к административной ответственности, суду не представлено.
Судья признает исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, делает вывод о том, что в действиях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя юридического лица о том, что фактически решение суда исполнено, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку в срок, установленный судебным приставом до 26 июля 2017 года требование было не исполнено. Администрацией ГО г. Уфа обязана предоставить по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Уфы, однако от исполнения решения суда уклонилась.
Довод об отсутствии надлежащего извещения Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан суд отвергает как несостоятельный, поскольку определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан 15 сентября 2017 года.
Кроме того, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2003 года №443-О установлено, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, законодатель обязан предусмотреть эффективный механизм реализации судебных решений и вправе урегулировать порядок принудительного исполнения судебных актов.
Таким образом, указанные заявителем обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые меры являются недостаточными и не освобождают Администрацию от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Нарушения процессуальных требований закона, которые могли бы повлечь необходимость отмены принятого по делу постановления, отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление № 121/2017 начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ об административном правонарушении от 21 сентября 2017 года в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан оставить без изменения, а ее жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.С.Шафикова