РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2016 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 482/16 по иску Васкановой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя их иной группы видов разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Васканова Е.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, - исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 03.03.2016г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. – 252,49 рублей, а именно в размере 277 739 рублей.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что 03.03.2016г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № изменен с «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования – размещение объектов оказания услуг связи. Кадастровая стоимость указанного участка стала равна 1 109 889 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного для 5 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Полагает, что в ходе определения группы видов разрешенного использования использованы недостоверные сведения, поскольку на земельном участке отсутствуют объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Баширин И.П., действующий на основании доверенности № г., заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, указав, что на спорном земельном участке построено временное антенно - мачтовое сооружение, и возможно размещение объектов связи. Зданий и сооружений для оказания услуг населению не имеется.
Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации м.р. Красноярский Самарской области, Администрации с.п. Большая Раковка м.р. Красноярский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, представили суду отзывы, в которых ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области просило в удовлетворении заявленных требований отказать, Администрация м.р. Красноярский Самарской области разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, Администрация с.п. Большая Раковка м.р. Красноярский Самарской области возражала против их удовлетворения.
Правительство Самарской области не направило своего представителя в судебное заседание, о времени месте слушания дела извещено надлежаще, отзыв на заявленные требования не представило.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Васкановой Е.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 1 статьи 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности ФИО1. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ г.)
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости земельных участков филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 03.03.2016 года, в размере 1 109 889 рублей.
Акт определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ г. земельного участка с кадастровым номером № утвержден на основании заявления об изменении разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «размещение объектов оказания услуг связи». Для расчета кадастровой стоимости использован удельный показатель кадастровой стоимости равный 1 008,99 рублям за 1 кв.м., установленный постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 для 5 группы вида разрешенного использования- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Судом рассмотрены доводы административного иска о том, что при расчете кадастровой стоимости необоснованно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 5 группы видов разрешенного использования, в то время, как спорный участок должен быть отнесен к 13 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов». Данные доводы нашли свое подтверждение.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования, среди которых:
к группе 1.2.13. отнесены – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов»,
к группе 1.2.5 отнесены – «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
В соответствии с федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 года № 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п.2), при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.
Пункт 16 закрепляет, что при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.
Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.
Согласно п. 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
На земельном участке с кадастровым номером № какие-либо торговые здания и сооружения отсутствуют, что подтверждается проектной документацией ООО «<данные изъяты>» «размещение устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) сети связи базовой станции стандарта на антенно-мачтовом сооружении связи в Самарской области», согласно которому на спорном земельном участке возводится некапитальное, движимое, временное антенно-мачтовое сооружение.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО2. с приложением топографического плана границ земельного участка, на спорном земельном участке антенно-мачтовое сооружение в составе –железобетонная опора, с оборудование связи, климатический шкаф, с размещенными внутри устройствами связи, являющиеся конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройства радиорелейной и воздушной (подвижной) связи. Объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на участке не существует.
Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Васкановой Е.В. и ООО «<данные изъяты>» также следует, что истец передает последнему в аренду земельный участок с кадастровым номером № для установления антенно-мачтового сооружения.
Из Правил землепользования и застройки сельского поселения Большая Раковка муниципального района Красноярский Самарской области следует, что размещение земельного участка в зоне Ж1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предполагает, в том числе возможность размещения объектов оказания услуг связи.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований применения для расчета кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя по 5 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и необходимости применения удельного показателя по 13 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» в размере 252,49 рублей за 1 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Васкановой Е.В. следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Васкановой Е.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63<данные изъяты> исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 03.03.2016г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. – 252,49 рублей, а именно в размере 277 739 рублей.
Дата подачи Васкановой Е.В. иска в суд – 27.06.2016г.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.08.2016г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь