Дело № 2-1531/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года город Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми, в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием помощника прокурора г. Сосногорска Воробей Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта, администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и ограждении территории образовательного учреждения,
установил:
Прокурор г. Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних с иском к МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта, в котором с учетом уточнений просил обязать МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму: оградить территорию МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта забором по всему периметру в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму; обязать администрацию МОМР «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать выполнение работ по устранению МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Сосногорска, установлено, что территория МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с.Усть-Ухта, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, с. Усть-Ухта, ул. Школьная, д. 32, не по всему периметру ограждена забором (ограждение имеется только со стороны входа), что не обеспечивает защиты от несанкционированного вторжения, а также несанкционированного проникновения посторонних лиц, животных, что создает угрозу для жизни и здоровья учащихся и персонала учреждения.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Представитель МО МР «Сосногорск» Стрыкова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, представив письменное заявление о признании исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п. 3 ст. 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 2 ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.п. 15 п. 2, п. 3 ст. 28, Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с п. 7 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.201 № 273 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также жизнь и здоровье обучающихся.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 16 «О мерах по противодействию терроризму» в субъектах Российской Федерации образуются антитеррористические комиссии для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Согласно п. 1 Указа Главы Республики Коми от 05.09.2006 № 110 образуется антитеррористическая комиссия в Республике Коми.
В соответствии с п. 3 Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 22.09.2004 № 955-1У ГД «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить особую охрану мест массового скопления людей, а также разработать систему мер обеспечения безопасности образовательных учреждений и учреждений здравоохранения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых ими работ и оказываемых услуг. Согласно ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
В силу положений п. 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.
Согласно п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования (п. 2.2 Устава).
Учредителем МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта является муниципальное образование муниципального района «Сосногорск» (п. 1.8 Устава образовательного учреждения).
Имущество МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью муниципального района «Сосногорск» (п. 1.10, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 Устава образовательного учреждения).
Юридический и фактический адрес МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта: Республика Коми, г. Сосногорск, с. Усть-Ухта, ул. Школьная, д. 32 (п. 1.7 Устава образовательного учреждения).
Проверкой установлено, что территория МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта по всему периметру не ограждена забором.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами и сторонами не оспариваются.
Поскольку установлено, что территория МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта не ограждена по всему периметру забором, в силу вышеуказанных положений Закона суд приходит к выводу о необходимости возложить на МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта обязаности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму: оградить территорию МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта забором по всему периметру в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму, а на администрацию муниципального района «Сосногорск» возложить обязанность профинансировать выполнение указанных работ.
Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, обеспечение антитеррористической защищенности.
Отсутствие ограждения по всему периметру территории МБОУ «ООШ» с. Усть-Ухта отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Требование прокурора в части установления срока совершения действий указанным критериям соответствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта, администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и ограждении территории образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму: оградить территорию МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта забором по всему периметру в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать выполнение работ по устранению МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий О.С.Дудина