Дело № 2-983/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2015 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Гапоновой Е.М.,
при секретаре Цвигун И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Селезнева В.Н., Селезневой Т.Н. к администрации г. Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности,
УСТАНОВИЛ:
Селезнев В.Н. и Селезнева Т.Н. обратились в суд с иском к администрации г.Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности. В обоснование заявленных требований указали, что они являются детьми, относящимися к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации <...> района Орловской области от ДД.ММ.ГГ. они были определены в школу-интернат и за ними была закреплена жилая площадь в д.<...> района. В дальнейшем дом в д.<...> был признан не подлежащим капитальному ремонту и не пригодным для проживания, в связи с чем, постановлением администрации <...> района Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ. был отменен п.2 Постановления Главы администрации <...> района Орловской области от ДД.ММ.ГГ. №***. С ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. по настоящее время истцы проживают и обучаются в г.Орле. В связи с чем, они просили суд признать их право на предоставление в порядке очереди отдельного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в г.Орле и обязать администрацию г.Орла приобрести для них жилое помещение.
В судебном заседании представитель истцов заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Уточнив их, просил суд признать за истцами право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию г.Орла предоставить им жилое помещение в порядке очередности в соответствии с указанным законом, то есть представитель пояснил предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек, каждому истцу.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Орла возражала против удовлетворения исковых требований истцов. Суду пояснила, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения. В настоящее время Селезневу В.Н. <данные изъяты> лет, Селезневой Т.Н. <данные изъяты> года, в связи с чем предусмотренные законом основания для постановки их на учет и предоставления жилья у администрации г.Орла отсутствуют. Считает, что Селезневы должны предъявлять требования о предоставлении жилого помещения к администрации <...> района Орловской области, поскольку именно в д.<...> района за истцами было закреплено жилое помещение, признанное в дальнейшем не пригодным для проживания. Кроме того, истцы в администрацию г.Орла с заявлением о постановке их на учет не обращались.
Представитель третьих лиц Департамента финансов Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, поддержала позицию представителя администрации.
Представитель третьего лица службы опеки и попечительства администрации <данные изъяты> района Орловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду заявление, в котором также указал, что в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору специализированного жилого помещения истцы не состоят.
Представитель третьего лица Администрации <данные изъяты> района Орловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа (далее - Закон).
Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-ОЗ)
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Селезнев В.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения и Селезнева Т.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГ., отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГ., что подтверждается свидетельствами о рождении и смерти.
Постановлением Главы администрации <...> района Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ. истцы были направлены в школу-интернат и находились на полном государственном обеспечении, что подтверждается справками: <данные изъяты> и материалами личных дел истцов, предоставленных суду службой опеки и попечительства администрации <...> района.
Также указанным выше постановлением за ними была закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <...> сельской администрации <...> района.
Постановлением администрации <...> района Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ. указанное выше постановление от ДД.ММ.ГГ. было отменено в части закрепления за истцами жилой площади в дер. <...> в связи с тем, что данное жилье было признано непригодным для проживания, что подтверждается также Заключением Межведомственной комиссии <...> района о признании помещения непригодным для проживания №*** от ДД.ММ.ГГ. и актом обследования жилой площади от ДД.ММ.ГГг..
Из письма администрации г.Орла от ДД.ММ.ГГ. следует, что истцы обращались к ответчику с заявлением о принятии их на учет нуждающихся в жилом помещении, однако в удовлетворении заявления им было отказано в связи с тем, что истцам необходимо было обращаться с данным вопросом в администрацию <...> района Орловской области, при этом на момент обращения истцам не было еще 23 лет.
ДД.ММ.ГГ. в адрес истцов администрацией г.Орла было направлено письмо №***, в котором было указано, что у администрации г.Орла отсутствуют законные основания для предоставления им жилого помещения вне очереди, как лицу из числа детей-сирот, в связи с тем, что администрация <...> сельского поселения должна была предоставить им другое жилое помещение вместо признанного непригодным для проживания, однако, в судебном заседании <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГ. Селезневы отказались от иска к администрации.
Из пояснений истцов следует, что они отказались, поскольку проживали на территории г. Орла, то есть преимущественным местом их жительства являлся город Орел, что также подтверждается материалами гражданского дела и сведениями о временной регистрации истцов. Из заявлений Селезневых к прокурору за помощью также следовало, что они проживали на момент обращения в г. Орле.
Из писем Отдела по управлению муниципальной собственностью администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ. №*** следует, что жилые помещения по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения истцам не предоставлялись.
Согласно справкам №*** от ДД.ММ.ГГг., выданных администрацией <...> сельского поселения <...> района Орловской области, истцы не имеют на территории указанной администрации жилья и на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят в связи с тем, что денежных средств для приобретения жилья в администрации сельского поселения нет.
Из свидетельства №*** о регистрации по месту пребывания следует, что Селезнева Т.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Орловская обл., <...> район, <данные изъяты> школа-интернат на срок с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.
Согласно свидетельству №*** о регистрации по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГ. Селезнева была зарегистрирована по адресу: г.Орел, ул.<...>
Селезнев В.Н. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу : г.Орел, ул. <...> на срок с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания №***.
Из договора №*** найма жилого помещения в студенческом общежитии от ДД.ММ.ГГ. следует, что с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Селезнева Т.Н. проживала в общежитии <данные изъяты> по адресу : г.Орел, ул. <...> <...>.
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ. Селезнева Т.Н. обучалась в техникуме и проживала в общежитии по адресу: г.Орел, ул. <...>.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8 суду пояснили, что они знают истцов, так как они сдавали им в найм жилы помещения, поскольку истцам негде было проживать в г. Орле.
ДД.ММ.ГГг. постановлением №*** Администрации <...> района Орловской области Селезнева Т.Н. и Селезнев В.Н. были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениям в <...> районе на основания их заявлений.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств следует, что преимущественным местом проживания истцов является муниципальное образование «Город Орел», законом предусмотрено, что лица, относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В связи с чем, суд считает, что истцы должны быть обеспечены ответчиком жилыми помещениями на территории г. Орла.
Обращение истцов в суд <...> района Орловской области правового значения для настоящего дела не имеет. Учитывая также, что истцы сняты были с очереди, ранее жилыми помещениями не были обеспечены, закрепленное за ними жилье не пригодно для проживания. На момент окончания обучения истцы проживали в г. Орле, в связи с чем, должны были ранее до ДД.ММ.ГГ года быть обеспечены жилыми помещениями, однако, не по своей вине обеспечены не были. При том, что государственные учреждения, на попечении которых находились истцы, не исполнили свои обязанности по постановке истцов по месту их преимущественного проживания на очередь нуждающихся в жилом помещении соответствующей категории граждан. Суд полагает, что работники образовательных учреждений, в котором при обучении они находились на полном государственном обеспечении должны были разрешить вопрос о своевременном обеспечении жильем истцов, в том числе еще в ДД.ММ.ГГ году, то есть в момент обращения их к администрации г. Орла.
На основании изложенного выше, исковые требования истцов подлежат удовлетворению в части признания за ними права на обеспечение их жилым помещением и обязании ответчика предоставить каждому истцу благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований истцам следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Селезнева В.Н., Селезневой Т.Н. к администрации г. Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности - удовлетворить частично.
Признать за Селезневым В.Н., Селезневой Т.Н. право на обеспечение их жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 06.03.2013) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Селезневу В.Н. благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (он).
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Селезневой Т.Н. благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (она).
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено в течение пяти дней.
Председательствующий: Е.М. Гапонова