Дело № 2-343/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Лазо Лазовский район Приморский край 27 декабря 2016 года
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Дмитриченко Е.Е.,
а также с участием истца Филиппова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова ФИО9 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО10 к администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппов В.В. действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации, указав, что он и его несовершеннолетние дети: сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют регистрацию по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>. Фактически он и его дети проживают совместно с женой ФИО5 по адресу: <адрес>. В период чрезвычайной ситуации также проживали всей семьей по указанному адресу и являются потерпевшими в результате ЧС. Просит суд возложить на администрацию Беневского сельского поселения обязанность включить его и несовершеннолетних детей в список пострадавших и признать за ним и его несовершеннолетними детьми право на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истец Филиппов В.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО1 исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что он является отцом несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 2014 года он с детьми и женой ФИО5 постоянно проживает по адресу: <адрес>, в период ЧС указанное домовледение также являлось их постоянным местом жительства. Жена ФИО5, имея регистрацию по указанному адресу, получила единовременнную финансовую помощь в размере 10000 рублей, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства РФ, иные выплаты компенсационного характера не производились. В период ЧС имело место отключение от электроснабжения на срок около 14 суток, в погребе жилого дома была вода, примерно 40-50 см., связь отсутствовала, пришли в негодность продукты питания, хранящиеся в холодильнике. Чрезвычайная ситуация была вызвана продолжительными ливневыми дождями, магазины не снабжались, отсутствовало транспортное сообщение. В связи с изложенными обстоятельствами, полагает, что он и несовершеннолетние ФИО3 и ФИО1 имеют право на единовременнную финансовую помощь в размере 10000 рублей, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства РФ.
Представитель ответчика администрации Беневского сельского поселения о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель Отдела труда и социального развития по Лазовскому муниципальному району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что исковые требования подлежат удовлетворению, если в ходе судебного разбирательства истцом будут уточнены исковые требования, а также будут представлены доказательства постоянного проживания по адресу: <адрес>, и судом будет установлен данный факт.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показала, что она является заведующей ФАП с. Киевка, истца знает, как жителя с. Киевка, обращалась к нему за помощью для проведения работ на земельном участке. Семья Филипповых с 2014 года проживает в <адрес>. Указаный жилой дом является их постоянным местом жительства, дети истца являются учащимися Киевской основной общеобразовательной школы №. С 2014 года имели место факты обращения истца, его жены и детей за медициснкой помощью в ФАП с. Киевка. В период ЧС имело место отключение электроснабжения сроком более суток, отсутствовала связь, являясь членом комиссии от администрации Беневского сельского поселения, производила обследование домовладения истца и земельного участка в то время, когда вода уже шла на спад, в результате обследования было установлено, что огород истца был затоплен, вода стояла в погребе жилого дома примерно на уровне 40-50 см., что было видно по отметинам.
Выслушав пояснения истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п.1 ст.11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государсвтенной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харакетра, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичная норма содержится в ч.ч. 1, 2 ст.14 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населания на территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовове обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п.«д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение федерального и краевого законодательства Администрацией Приморского края было принято Постановление от 02 сентября 2016 года № 413-па, которым определён размер выплат, порядок, случаи, круг лиц, основания, перечень уполномоченных органов и источники финансирования: резервный фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Администрации Приморского края.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па (в ред. от 08.09.2016 года № 420-па, от 11.10.2016 № 477-па) «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе-сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Уссурийского городских округов, Кавалеровского, Анучинского, Дальнереченского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на: разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; а также на финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека).
Пунктом 2 п.п. 2.1 указанного Постановления органам местного саомуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, рекомендовано представить в территориальные отделы департамента труда и социального развития Приморского края списки пострадавших граждан, сформированных на основании заявлений пострадавших граждан; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
В судебном заседании установлено, что истец Филиппов В.В. и его жена ФИО5 являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, все имеют регистрацию по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>. При этом, в судебном заседании установлено, что Филиппов В.В. с 2014 года проживает с женой ФИО5 и детьми по адресу: <адрес>.
Согласно справке МБОУ «Киевская основная общеобразовательная школа №», несовершеннолетние ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучаются в указанном образовательном учреждении в 3 и 7 классах.
Из справки заведующей ФАП с. Киевка следует, что Филиппов В.В., ФИО3 и ФИО1 проживают в с. Киевка с июня 2014 года и находятся под наблюдением фельдшера ФАП.
Из представленных материалов следует, что 12 сентября 2016 года ФИО5 обратилась заявлением на имя главы Лазовского муниципального района о включении ее и членов ее семьи: мужа Филиппова В.В., детей ФИО3 и ФИО1 в список на оказание единовременной материальной помощи, так как жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оказался и пострадал в зоне чрезвычайной ситуации. Администрацией Беневского сельского поселения 09 ноября 2016 года было принято решение об отказе в принятии заявления Филиппова В.В., ФИО3 и ФИО1 по причине отсутствия регистрации по указанному адресу.
Вместе с тем, согласно информации отдела по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития, ФИО5 была включена в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и ей была выплачена единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей на человека, как пострадавшей по адресу: <адрес>.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными 01 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной матриальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Отсутствие у истца и его несовершеннолетних детей регистрации в жилом помещении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу подложений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у них имеется регистрация.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Основанием заявленных истцом требований о признании права на получение соответствующих выплат, указан факт постоянного проживания по адресу: <адрес>.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истца и его несовершеннолетних детей по вышеуказанному адресу, по состоянию на период в августа-сентября 2016 года нашел свое подтверждение.
Отсутствие регистрации у Филиппова В.В. и его несовершеннолетних детей по месту постоянного проживания по адресу: <адрес>, не свидетельствует об отсутствии у них права на получение единовременной материальной помощи при наличии доказательств их проживания в данном жилом помещении в зоне чрезвычайной ситуации.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проводимые государством мероприятия по ликвидации данных чрезвычайных ситуаций не могут быть поставлены в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации граждан в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно акту обследования объектов, пострадавших в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края по Лазовскому муниципальному району с 29 августа по 05 сентября 2016 года, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, вода находилась в подвале дома и не было электричества более суток.
Поскольку факт проживания истца и его несовершеннолетних детей на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, а равно факт нуждаемости истца в единовременной материальной помощи, установлен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Учитывая то, что согласно п. 2.2. Постановления администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па обязанность по формированию списка пострадавших граждан, предусмотренных подпунктом 2.1 п. 2 настоящего Постановления, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых подверглись наводнению, то обязанность по включению граждан в списки пострадавших, следует возложить на администрацию Беневского сельского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Истец Исковые требования Филиппова ФИО12 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО1 к администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации, - удовлетворить.
Признать за Филипповым ФИО13, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и его несовершеннолетними детьми: ФИО3, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в ФИО14, <адрес>, и ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 (десять тысяч) рублей на каждого.
Обязать администрацию Беневского сельского поселения включить Филиппова ФИО15, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и его несовершеннолетних детей: ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, <адрес>, и ФИО1, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в список пострадавших от чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей на каждого за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 31 декабря 2016 года.
Судья: Е.В. Волкова