Гр. дело № 2-176/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Первомайское 09 июня 2014 года
Первомайский районный суд Томской области в составе:
председательствующего - Марченко Н.М.,
при секретаре – Губиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Первомайское Первомайского района Томской области гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» об обжаловании представления прокурора Первомайского района Томской области от /..../,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее ОАО «Томскэнергосбыт») обратилось в суд с заявлением об отмене представления прокурора Первомайского района Томской области № /..../ от /..../об устранении нарушений жилищного законодательства при начислении и взимании платы за электрическую энергию.
В обоснование требований указано, что /..../в адрес ОАО «Томскэнергосбыт» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которые выразились в неправомерном начислении и взимании платы за электроэнергию как по индивидуальным приборам учета, так и потраченную на общедомовые нужды (ОДН) гражданам, проживающим в многоквартирных домах /..../, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг. Считает указанное представление незаконным и необоснованным, поскольку начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществляется в соответствии с условиями договора энергоснабжения № /..../, заключенного между ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Управляющая компания Стандарт» (далее - ООО «УК Стандарт»), и действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ОАО "Томскэнергосбыт" – Поздеева Н.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что во исполнение своих обязанностей как исполнителя коммунальных услуг ООО «УК «Стандарт» заключило с ОАО «Томскэнергосбыт» договор энергоснабжения № /..../ от /..../, в силу которого ОАО «Томскэнергосбыт» начиная с апреля 2011года начисляет и взимает с потребителей, занимающих жилые помещения в многоквартирных домах на территории /..../, находящимися под управлением ООО «УК Стандарт» оплату за электрическую энергию, потребленную в результате использования общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с условиями соглашения о порядке проведения расчетов к указанному договору энергоснабжения. Действительно, с 18.06.2011 согласно п.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в' данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Вместе с тем, часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-Ф3. В силу норм ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Полагает, что Федеральным законом № 123-ФЗ не предусмотрено распространение действия ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на правоотношения, возникшие до момента вступления названного Закона в действие, следовательно, ссылка прокурора на названную правовую норму не может быть признана законной и обоснованной. Считает, что действия ОАО «Томскэнергосбыт» по расчету и сбору платы напрямую от жителей многоквартирных домов (в том числе и на общедомовые нужды) в отсутствие решения собственников жилых помещений производится в соответствии с условиями договора энергоснабжения № /..../ от /..../и не противоречат нормам права. Считает, что действия ОАО «Томскэнергосбыт» по начислению платы за электрическую энергию, потребленную в результате использования общего имущества в многоквартирном доме потребителям ООО «УК Стандарт» в соответствии с условиями договора энергоснабжения № /..../, не вызывают «негативные последствия в виде невозможности получения гражданами-потребителями коммунальных услуг на получение достоверной информации об оказанных услугах, не лишают возможности предъявлять претензии к организации, производящей начисление и взимания платы за коммунальные услуги, а также услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, используемых для подачи коммунальных ресурсов, которые влияют на экономию таких ресурсов, и соответственно, плату за их предоставление, следовательно, соответствуют требованиям жилищного законодательства». Кроме того, считает, что представление прокурора вынесено в отношении ненадлежащего лица ОАО «Томскэнергосбыт», поскольку управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома.
Представитель заинтересованного лица – ст.помощник прокурора Первомайского района Томской области – Иванов С.А. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве. Пояснил, что спорные дома в /..../, обслуживание которых осуществляет ООО "УК "Стандарт», по уровню своего благоустройства с момента ввода в эксплуатацию и по настоящий момент предусматривают энергоснабжение всех жилых помещений и мест общего пользования. Исполнителем услуги по энергоснабжению для собственников жилых помещений является управляющая организация ООО "УК "Стандарт". По спорным домам собственниками жилых помещений не принималось решение общего собрания о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Даже если бы указанное решение было принято, у ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось бы правовых оснований для взимания платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку в силу прямого указания закона такая возможность не предусмотрена. Исходя из частей 7 и 7.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право взимания платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, принадлежит только управляющей компании. Следовательно, прокурором по результатам проверки сделан обоснованный вывод о нарушении ОАО "Томскэнергосбыт" требований жилищного законодательства при взимании платы за электроэнергию. Полагает, что доводы заявителя об обратном (о незаконности представления прокурора района) основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Также указал, что из анализа ст.154, 155, 161, 162 ЖК РФ следует, что способ внесения платы за поставленные коммунальные ресурсы определяется в зависимости от выбранного способа управления домом, поскольку в зависимости от способа управления исполнители коммунальной услуги будут различны. В случае управления домом управляющей организацией, единственным исполнителем перед гражданами за весь спектр оказываемых услуг и коммунальных ресурсов является именно управляющая компания, а не набор ресурсоснабжающих организаций в отличие от непосредственного управления. Считает, что представление прокурора внесено надлежащему лицу, поскольку ОАО «Томскэнергосбыт» как энергоснабжающая организация, осуществляет взимание платы с собственником жилых помещений в нарушение требований ЖК РФ, оно в достаточной мере конкретизировано и ясно выражено, имеется указание на существо нарушения - незаконное взимание ОАО «Томскэнергосбыт» с собственников жилых помещений платы за электроэнергию и приведено нормативное обоснование и соответствует требованиям ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Считает, что оснований для признания представления прокурора незаконным не имеется.
Представитель заинтересованного лица - ООО "УК Стандарт»", надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти или должностного лица, если считает, что нарушены ее права и свободы.
В пункте 28 Постановления ВС РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" закреплено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В пункте 2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абз. 2 п.2 ст.21 указанного Федерального закона).
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (абз.3 п.3 ст.22, п.1 ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что прокуратурой района проведена проверка законности начисления и взимания платы ОАО «Томскэнергосбыт» с потребителей - жителей /..../, проживающих в многоквартирных домах.
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что собственниками многоквартирных домов (МКД) выбран способ управления домом - управление управляющей организацией ООО «УК Стандарт», с которыми заключены договора на управление многоквартирными домами по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, в том числе и электроснабжения.
/..../для выполнения условий договора управления между ОАО «Томскэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ООО «УК Стандарт» (покупатель) заключен договор энергоснабжения № /..../.
ОАО "Томскэнергосбыт", имея статус гарантированного поставщика, начисляет и взимает с населения плату за электроэнергию в местах общего пользования (ОДН).
Указанные обстоятельства подтверждаются решением собственников МКД по изменению формы управления многоквартирным домом, договором управления многоквартирным домом, списком обслуживающих ООО «УК Стандарт» домов /..../, договором энергоснабжения № /..../ от /..../и сообщением ООО «УК Стандарт» от 12.03.2014.
Согласно сообщению директора ООО «УК Стандарт» от 12.02.2014, управляющая компания с 2008 года оказывает услуги по содержанию общего имущества. Между собственниками МКД и управляющей компанией заключен договор управления по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, в том числе электроснабжения. Для выполнения условий договора управления между управляющей компанией и ОАО «Томскэнергосбыт» заключен договор электроснабжения, условиями которого и является снятие показаний с индивидуальных и общедомовых приборов учета, начисление и сбор платы за потребленную электроэнергию, доставка платежных документов.
Общего собрания с жильцами МКД для решения вопроса по внесению платы за потребленную электроэнергию (в том числе и на ОДН) непосредственно ресурсоснабжающей организации не проводилось.
Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что электроснабжение - снабжение электрической энергией, подается по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Электроэнергия является коммунальным ресурсом (пункт 2 указанных Правил).
Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ является одной из целей управления многоквартирным домом.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч.2 ст.162 ЖК РФ).
Как следует из п.2 вышеуказанных Правил, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем согласно п.2 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Когда управление жилым домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят этой организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 ст.155 (части 4 - 7 статьи 155 ЖК РФ).
Договором энергоснабжения № /..../ от /..../подтверждается, что ОАО "Томская энергосбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика.
В соответствии с п.3 Устава ОАО "Томская энергосбытовая компания" к видам деятельности общества относится реализация (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ОАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса - электрической энергии, ООО "УК Стандарт" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирных домов, а собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме являются потребителями этой услуги.
В силу ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом, внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктами 3.1.10, 5.1-5.3 договора управления предусмотрено, что управляющая организация обязана вести лицевой счет собственников жилых помещений, обеспечивать доставку собственникам помещений платежных документов (счет-квитанций) не позднее 1-го числа каждого месяца. Также управляющая организация вправе при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета или их отсутствии производить начисление за фактически потребленные услуги исходя из показаний коллективных приборов учета и условий договора между управляющей компанией и организациями, предоставляющими коммунальные услуги или по тарифам, утвержденным в установленном порядке, и нормативам, установленным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ.
Из сообщения ООО «УК Стандарт» от 12.03.2014 и отзыва на иск следует, что собственниками жилых помещений МКД решения о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственного ресурсоснабжающим организациям собственниками жилых помещений не принимались.
В соответствии с изложенными нормами жилищного законодательства жильцы многоквартирных домов /..../ не являются исполнителем услуг по содержанию общего имущества дома, поскольку избрали предусмотренный законом способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, на которую законом возложена обязанность составлять расчеты и взимать плату за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из правового смысла ст.154, 155, 161, 162 ЖК РФ следует, что способ внесения платы за поставленные коммунальные ресурсы определяется в зависимости от выбранного способа управления домом, поскольку в зависимости от способа управления исполнители коммунальной услуги будут различны. В случае управления домом управляющей организацией, единственным исполнителем перед гражданами за весь спектр оказываемых услуг и коммунальных ресурсов является именно управляющая компания, а не набор ресурсоснабжающих организаций в отличие от непосредственного управления.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ОАО "Томскэнергосбыт", являясь энергоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса - электрической энергии, не вправе начислять плату за электрическую энергию на общедомовые нужды жильцам многоквартирных домов, поскольку исполнителем услуги по электроснабжению данных домов является управляющая компания и оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирных домах, осуществляется управляющей организации.
Даже если бы указанное решение было принято, у ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось правовых оснований для взимания платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку в силу прямого указания закона такая возможность не предусмотрена.
Исходя из ч.ч. 7 и 7.1 ст.155 ЖК РФ право взимания платы за коммунальные услуги потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме принадлежит только управляющей компании.
Следовательно, прокурором Первомайского района Томской области по результатам проверки сделан обоснованный вывод о нарушении ОАО «Томскэнергосбыт» требований жилищного законодательства при взимании платы за электроэнергию.
Доводы заявителя об обратном (о незаконности представления прокурора района) основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, по мнению представителя ОАО «Томскэнергосбыт» взимание платы ОАО «Томскэнергосбыт» с граждан возможно на основании пунктов договора энергоснабжения № /..../ от /..../, заключенного между ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «УК «Стандарт», а также дополнительного Соглашения о порядке расчетов.
Вместе с тем, из анализа ст.154,155, 161, 162 ЖК РФ следует, что способ внесения платы за поставленные коммунальные ресурсы определяется императивно законом в зависимости от выбранного способа управления домом, поскольку в зависимости от способа управления исполнители коммунальной услуги будут различны. В случае управления домом управляющей организацией, единственным исполнителем перед гражданами за весь спектр оказываемых услуг и коммунальных ресурсов является именно управляющая компания, а не набор ресурсоснабжающих организаций в отличие от непосредственного управления.
В соответствии с п.7.1 ст.155 ЖК РФ собственники вправе изменить способ внесения платы за коммунальные ресурсы и вносить их непосредственно ресурсоснабжающей организации. Но при этом не изменяется ни способ управления домом, ни исполнитель коммунальной услуги. В данном случае, договор управления домом не отменяется и не изменяется, исполнителем по соответствующей коммунальной услуге остается управляющая компания.
Доводы заявителя о неприменении норм ЖК РФ в редакции, действующей после 04.06.2011, на спорные правоотношения в связи с наличием договора энергоснабжения №1498/ТЭСК-50 от /..../основаны на неверной толковании норм права.
Договор энергоснабжения от /..../заключен между управляющей компанией и энергосберегающей организацией и не может влиять на объем прав и обязанностей собственников жилых помещений, поскольку они не являются стороной данной сделки.
Более того, редакция ст.155 ЖК РФ до /..../также не предусматривала возможности взыскания платы с жильцов дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией при наличии управляющей компании. То есть, правовое регулирование как до, так и после указанной даты права взимания платы с граждан ОАО «Томскэнергосбыт» не предоставляло.
Ссылка представителя заявителя на п.п.«е, ж» п.32 Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, является несостоятельной в связи со следующим:
В соответствии с данным пунктом управляющая организация вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных) коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
По мнению заявителя данный пункт свидетельствует о наличии права ОАО «Томскэнергосбыт» на основании договора энергоснабжения взимать плату непосредственно с граждан.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом, поскольку в приведенном пункте Правил законодателем действительно предоставлено право исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании) привлекать лиц для выполнения тех либо иных вспомогательных работ (бухгалтерских, экспедиционных, транспортных, почтовых).
Однако, данный пункт не предоставляет права делегировать свои права, установленные ЖК РФ, как исполнителя коммунальной услуги. Денежные средства даже при привлечении вспомогательных организаций взыскиваются от имени и на счет исполнителя услуг, а не организаций, привлекаемых для оказания бухгалтерских услуг.
Также не состоятельна ссылка представителя заявителя на п.26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.
В соответствии с данной нормой в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Нормы гражданского законодательства, регулирующего порядок уступки права требования, содержатся в гл.24 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.382 ГПК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом указанное соглашение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к сделкам.
В соответствии с ч.1 ст.432 ГК РФ двусторонняя сделка считается заключенной, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В договоре энергоснабжения ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «УК «Стандарт», равно как и в Соглашении о порядке расчетов отсутствует соглашение сторон о передаче права требования (его природе, объеме, сроке начала и окончания).
Соглашение о порядке расчетов, на которое ссылается заявитель, исходя из п.1.3 Соглашения заключено сторонами на основании п.90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.
Действительно, пункт 90 данного правового акта предусматривал возможность управляющей компании делегировать энергоснабжающей компании своё право взимания платы с граждан.
Вместе с тем, данный правовой акт утратил силу с 11.06.2012 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, утвердившего «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии». Новым правовым актом возможность взыскания платы энергоснабжающей организацией напрямую с граждан не предусмотрена.
Таким образом, для уступки права требования с граждан платы за электроэнергию от управляющей организации к энергоснабжающей компании требуется соглашение о замене лиц в обязательстве.
В тексте Соглашения не содержится условий об уступке права требования взимания платы с жильцов домов за электроэнергию, поскольку в нем нет всех существенных условий сделки, не указан предмет требований, объем и стоимостное выражение. К моменту заключения соглашения об уступке права требования, соответствующее требование у кредитора должно существовать, а соответствующее обязательство у должника возникнуть.
По договору энергоснабжения обязательство по оплате возникает в силу факта поставки электроэнергии.
Кроме того, даже если бы такая сделка и была заключена, то она была бы ничтожной в силу положений ст.168 ГК РФ как противоречащая нормам ЖК РФ и ГК РФ.
Также несостоятельны доводы представителя заявителя о том, что представление прокурора внесено ненадлежащему лицу, в связи с тем, что ОАО «Томскэнергосбыт» не является исполнителем коммунальной услуги.
Представление прокурора внесено в ОАО «Томскэнергосбыт» как энергоснабжающей организации, которая осуществляет взимание платы собственников жилых помещений в нарушение требований ЖК, следовательно, оно внесено надлежащему лицу, в действиях которого установлено нарушение закона.
Также необоснованны и доводы заявителя о незаконности представления прокурора в связи с его невозможностью исполнения.
Суд считает, что представление прокурора в достаточной мере конкретизировано и ясно изложено. В тексте имеется указание на существо нарушения - незаконное взимание ОАО «Томскэнергосбыт» с собственников жилых помещений платы за электроэнергию, приведено нормативное обоснование со ссылками на нормы Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, несостоятельны доводы заявителя о том, что прокурором не указаны конкретные методы и способы устранения нарушений закона.
В соответствии с ч.2 ст.26 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, поэтому прокурор не вправе вместо хозяйствующего субъекта определять способы и методы устранения закона.
Прокурор в соответствии с требованиями закона лишь направляет представление с требованием устранения нарушений закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представление прокурора Первомайского района Томской области № /..../ от /..../соответствует требованиям ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», оно законно и обоснованно, следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" об оспаривании представления прокурора Первомайского района Томской области № /..../ от /..../- отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Первомайский районный суд Томской области.
Судья: = Н.М. Марченко =