Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 28 апреля 2015 года
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
<адрес>, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности, в обоснование требований указав, что прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Комитета строительства <адрес>, в ходе которой установлено, что ФИО2 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать решением Новониколаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении нее родительских прав. Постановлением главы Новониколаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО2 установлено попечительство ФИО8 НА основании постановления администрации Хоперского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В период с 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучалась в ГБОУ НПО «Профессиональное училище №». На основании приказа Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит в списке детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по <адрес> под номером №, по Новониколаевскому муниципальному району – под номером №. В январе 2015 года ФИО2 подано заявление в <адрес> о предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, жилое помещение заявителю представлено не было, согласно ответу Комитета строительства области от ДД.ММ.ГГГГ №Ж-235, №Ж-275 ФИО2 будет обеспечена жильем специализированного жилищного фонда <адрес> по окончанию строительства жилого дома в 2016 году. В связи с чем, просит суд обязать Комитет строительства <адрес> обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям на территории Новониколаевского муниципального района <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Представитель истца прокурора <адрес>, действующий по поручению, прокурор <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.
Лицо, в чьих интересах действует прокурор <адрес> – ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Комитета строительства <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д. 26).
Решением Новониколаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была передана на попечение органов опеки и попечительства Новониколаевского муниципального района <адрес> (л.д. 8-16).
Постановлением главы Новониколаевского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетней ФИО2 назначена ФИО8 (л.д. 17).
Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что ФИО2 включена в список детей-сирот по <адрес> под №.
Наряду с этим, материалами дела подтверждено, что сведений о наличии в распоряжении истца ФИО2, иного жилья на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2 представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в <адрес> жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
Равно как и доводы представителя ответчика о том, что в 2014 году министерством было проведено 56 аукционных процедур по городскому округу-<адрес>, по итогам которых заключено 53 государственных контракта на приобретение жилых помещений, из которых: 10 квартир - готовое жилье; 43 квартиры - долевое участие в строительстве в <адрес>, во внимание суда приняты не могут быть, поскольку основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, соответствующим закону и установленным обстоятельствам дела, не являются.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО2 к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства <адрес> обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям на территории Новониколаевского муниципального района <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: