АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград Дело № А12-17430/2010
«8» октября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 8 октября 2010 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Севастьянов Виктор Юрьевич, лично, паспорт 1802 № 919381;
после перерыва – не явился, извещен;
от административного органа – Вавилов А.П., консультант, доверенность от 09.02.2010 года № 6;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича к комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Севастьянов Виктор Юрьевич обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Наумчук Галины Николаевны от 16.08.2010 года № 19/50-08-10 о назначении административного наказания.
До вынесения судом решения заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным и отменить постановление комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 16.08.2010 года № 19/50-08-10 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По ходатайству заявителя определением от 22 сентября 2010 года произведена замена ненадлежащего ответчика государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Наумчук Галины Николаевны на надлежащего - комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
В обоснование своих требований заявитель указывает на нарушение комитетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о сроке уведомления проверяемого лица о назначении в отношении него плановой проверки, а также на отсутствие состава административного правонарушения.
Представитель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что факт правонарушения подтвержден материалами дела.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и административного органа, суд считает требования индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича подлежащими частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в августе 2010 года государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Наумчук Г.Н. на основании распоряжения от 08.07.2010 года № 1682 проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Севастьянов Виктор Юрьевич осуществляет розничную торговлю промышленными и продовольственными товарами. При осуществлении хозяйственной деятельности у предпринимателя отсутствуют разработанные нормативы допустимого воздействия по сбросам веществ и микроорганизмов, не утверждены лимиты на сбросы химических и иных веществ и микроорганизмов, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды и, соответственно, отсутствует разрешение на сброс веществ в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователя в пределах установленных нормативов, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, тем самым нарушаются требования статей 23, 42, 45 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и требование методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденное Госкомэкологией Российской Федерации от 29.12.1998 года.
По результатам проверки в присутствии индивидуального предпринимателя Севастьянова В.Ю. комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении от 11.08.2010 года № 19/50-08-10 и вынесено постановление от 16.08.2001 года № 19/50-08-10 о привлечении индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича в арбитражный суд с названным заявлением.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Статьей 14 указанного закона установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Статьей 30 Закона об охране атмосферного воздуха на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложены обязанности, в том числе, по обеспечению проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; по осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечению соблюдения режима санитарно-защитных зон объектов и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно пункту 3 Методики по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты с промышленно-урбанизированной территории предприятия масса загрязняющих веществ с неорганизованным стоком с территории (водосбора) предприятия определяется как сумма произведения площади предприятия на объём дождевых и талых стоков на концентрацию загрязняющих веществ и произведения площади предприятия с твёрдым покрытием на объём стока поливочных вод на концентрацию загрязняющих веществ. Расчёт (норматив) массы загрязняющих веществ в неорганизованном стоке на рельеф местности декларируется предприятием, утверждается администратором платы (Ростехнадзором) и ежеквартально в установленные законодательством сроки должен оплачиваться при наличии разрешения на неорганизованный сброс по лимиту загрязняющих веществ.
Объём стока по дождевым и талым водам предприятие (природопользователь) для расчёта запрашивает в территориальном органе Росгидромета, а загрязняющие вещества, образующиеся в ходе хозяйственной деятельности, принимаются по приложению 4 Методики.
Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос этих веществ с территории водосбора предприятий и прилегающей к ней (территории) инфраструктуры неорганизованным поверхностным стоком, то есть это отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы предприятия по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий.
Принадлежность предприятия (природопользователя) к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из передвижных и стационарных источников.
Согласно статье 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что у индивидуального предпринимателя Севастьянова В.Ю. отсутствует разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод на рельеф местности, водосборные площади поверхностных и подземных водных объектов, тем самым нарушается требование пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, индивидуальному предпринимателю Севастьянову В.Ю. разъяснены, о чем имеется отметка в протоколе об административном правонарушении.
Доводы предпринимателя о том, что при проведении проверки имели место грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части установленного срока уведомления проверяемого лица о назначении в отношении него плановой проверки (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения), подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с положениями пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как установлено судом о проведении проверки 02.08.2010 предприниматель предварительно уведомлен 29.07.2010 года При этом предпринимателем на уведомлении от 29.07.2010 года № 14 сделана собственноручная запись о его получении 29.07.2010 года.
Проверка начата 02.08.2010 в 11 часов 00 минут, то есть с соблюдением срока предварительного уведомления, установленного пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в присутствии предпринимателя.
В результате нарушения процедуры проведения проверки не установлены.
Оценив фактические обстоятельства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает постановления административного органа подлежащим изменению в части административного взыскания.
Согласно статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Вина предпринимателя в совершенных правонарушениях административным органом установлена и доказана, однако суд считает, что постановление подлежит изменению в части меры ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает возможным изменить назначенное наказание, назначив наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и изменить постановление комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 16.08.2010 года № 19/50-08-10 о привлечении индивидуального предпринимателя Севастьянова Виктора Юрьевича 13.02.1967 года рождения, ИНН 341200183100, проживающего по адресу: Волгоградская область, ст. Клетская, улица Дымченко, 26, к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменить назначенное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
СУДЬЯ Е.В. Пономарева