Решение по делу № 2-6582/2015 от 09.07.2015

Дело №

ДД.ММ.ГГГГ              город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Пекишевой М.В.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Аристова Д. В. о признании незаконным решения комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам об аннулировании квалификационного аттестата, принятого на заседании 09.04.2015, оформленного протоколом № 29-2015-Н,

установил:

Аристов Д. В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам об аннулировании квалификационного аттестата, принятого на заседании 09.04.2015, оформленного протоколом № 29-2015-Н.

В обоснование заявления указал, что в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представил в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 30 закона от 24.07.2017 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (СНИЛС), что явилось основанием для принятия оспариваемого решения. Решение считает незаконным, т. к. аннулирование его аттестата лишает его возможности трудиться, ведет к затруднению деятельности работодателя общества с ограниченной ответственностью «ТрансПроект - Инжиниринг» в котором он работает кадастровым инженером. До заседания комиссии направил в орган кадастрового учета уведомление о СНИЛС. Решение принято без учета конкретных обстоятельств дела, с нарушением принципа индивидуализации ответственности, примененное наказание не соответствует тяжести и степени общественной опасности нарушения.

В судебное заседание Аистов Д. В., извещенный о месте и времени его проведения, не явился, направил представителя.

Представитель заявителя по ордеру адвокат Антипина Л. В. в судебном заседании требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Архангельской области по доверенности Фокин С. С. в судебном заседании полагал оспариваемое решение законным и обоснованным.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комиссия для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям к кадастровым инженерам, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроект - Инжиниринг» о месте и времени проведения судебного заседания извещены, представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено на усмотрение органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Отношения по кадастровой деятельности, в том числе ведению реестра кадастровых инженеров урегулированы Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).

Согласно положениям ст. 29 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям: имеет гражданство Российской Федерации; имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче квалификационных аттестатов используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 30 настоящего Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата.

Состав и порядок работы квалификационной комиссии, перечень документов, необходимых для получения квалификационного аттестата, порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Программы квалификационных экзаменов, порядок их проведения, форма квалификационного аттестата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Также, в силу указания ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета.

Министерством экономического развития Российской Федерации приказом № 444 от 20.09.2010 утвержден Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров и порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров (далее - Порядок).

В силу указания п. 2 Порядка реестр ведется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - орган кадастрового учета).

Материалами дела подтверждается, что Аристов Д. В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, получил ДД.ММ.ГГГГ квалификационный аттестат кадастрового инженера № 29-10-35.

На основании трудового договора № 01-04ТД/11 от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО «ТрансПроект - Инжиниринг» в должности инженера - топографа.

ДД.ММ.ГГГГ направил в Агентство по управлению государственным имущество и земельными ресурсами Архангельской области уведомление о выбранной форме организации кадастровой деятельности: осуществление кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица на основании заключенного с ним трудового договора.

В силу указания ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный реестр кадастровых инженеров вносятся в том числе следующие сведения о кадастровом инженере: фамилия, имя, отчество (п. 1); страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ); номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером (п. 3); сведения о форме организации кадастровой деятельности в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров (п. 7 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ); сведения о саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности, членом которой является кадастровый инженер (если кадастровый инженер является членом такой саморегулируемой организации), в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров (п. 8 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ).

На основании положений ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый инженер в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня изменения указанных в пункте 1, 2.1, 3, 7 или 8 части 2 настоящей статьи сведений обязан уведомить об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета. Соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Орган кадастрового учета вносит в государственный реестр кадастровых инженеров соответствующие изменения, касающиеся сведений о таком кадастровом инженере, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

В силу указания ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности. Соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня получения кадастровым инженером квалификационного аттестата.

Основанием для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера указаны в ч. 7 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ. В частности п. 5 указанное статьи к таким основаниям отнесено непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона порядке.

Также в силу указания ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 250-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее Федеральный закон № 250-ФЗ) с 01.01.2014 по 01.04.2014 кадастровые инженеры обязаны представить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 221-ФЗ. Положения п. 5 ч. 7 ст. 29 Федерального закона N 221-ФЗ также подлежат применению при непредставлении указанного в настоящей части уведомления.

Приказом от 28.12.2010 № п/683 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии утверждена рекомендуемая форма уведомления об изменении сведений о кадастровом инженере согласно приложению N 1.

В судебном заседании представитель заявителя не отрицал, что в срок с 01.01.2014 по 01.04.2014 заявитель направил в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 221-ФЗ (СНИЛС).

Решением комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям к кадастровым инженерам об аннулировании квалификационного аттестата, принятом на заседании 09.04.2015, оформленном протоколом № 29-2015-Н квалификационный аттестат Аристова Д. В. аннулирован на основании п. 5 ч. 7 ст. 29 Федерального закона № 21-ФЗ. В решении указано, что он не вправе обращаться повторно с заявлением о получении квалификационного аттестата в течение года со дня принятия данного решения.

Основанием принятого решения послужило неисполнение заявителем требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 250-ФЗ о представлении в орган кадастрового учета уведомления, содержащего сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 221-ФЗ (СНИЛС) в период с 01.01.2014 по 01.04.2014.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением порядка, установленного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 23 от 22.01.2010 «Об утверждении положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера». Аристов Д. В. принял участие в заседании комиссии.

Уведомление о принятом решении с приложением копии протокола направлено Аристову Д. В. ДД.ММ.ГГГГ и получено им 16.04.2015, заявление в суд подано 09.07.2015, срок, установленный ст. 256 ГПК РФ не пропущен.

Из системного толкования положений Закона следует, что в ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ, ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 221-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 250-ФЗ речь идет о трех различных уведомлениях, которые направляются в орган кадастрового учета в произвольной форме (в рекомендуемой форме). Основания для предоставления каждого из этих уведомлений также различны. Однако непредставление каждого из этих уведомлений является основанием для аннулирования аттестата кадастрового инженера.

В связи с чем, кадастровый инженер был обязан направить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 221-ФЗ в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу прямого указания закона. Исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от изменения сведений, указанных в п. 1, 2.1, 3, 7 или

8 ч. 2 ст. 30 или изменении формы организации кадастровой деятельности. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.

В п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (пункт 2 статьи 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 3 статьи 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 4).

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Суд полагает, что в данном случае, оспариваемое решение принято без соблюдения требований справедливости юридической ответственности, её индивидуализации, соразмерности и без учета конкретных обстоятельств дела.

Так, суд учитывает, что аннулирование квалификационного аттестата Аристова Д. В. влечет невозможность осуществления его трудовой деятельности в качестве инженера - топографа в ООО «ТрансПроект - Инжиниринг», соответственно он лишается законного источника средств к существованию.

16.03.2015, т. е. до заседания комиссии, соответствующее уведомление Аристов Д. В. направил, принял личное участие в заседании комиссии.

Также суд принимает доводы о том, что сведения СНИЛС предоставляются им как кадастровым инженером в орган кадастрового учета в каждом документе по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости, например при подаче заявления о постановке на государственный учет объекта недвижимости.

С учетом изложенного, применение меры юридической ответственности в виде аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера только по формальному основанию, без учета конкретных обстоятельств дела, не соответствует тяжести содеянного, размеру и характеру причиненного ущерба, степени вины Аристова Д. В.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в порядке статьи 249 ГПК РФ доказательств законности оспариваемого решения административным органом при рассмотрении дела суду не предоставлено.

Все иные доводы правового значения для дела не имеют и судом не принимаются.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Аристова Д. В. о признании незаконным решения комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам об аннулировании квалификационного аттестата, принятого на заседании 09.04.2015, оформленного протоколом № 29-2015-Н - удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам об аннулировании квалификационного аттестата Аристова Д. В., принятого на заседании 09.04.2015, оформленного протоколом № 29-2015-Н.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                              Е.А. Саблина

2-6582/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аристов Д.В.
Другие
Антипина Л.В.
ФГБУ "ФКП"
Федеральная служба регистрации и картографии РФ
Комиссия для проведения атестации на соответствие квалиф. требованиям к кадастровым инженерам
Управление Росреестра по АО и НАО
Министерство имущественных отношений
ООО "ТрансПроект - Инвест"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
09.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2015Передача материалов судье
09.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2015Предварительное судебное заседание
28.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2015Дело оформлено
06.10.2015Дело передано в архив
31.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее