Дело № 5-1308/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 октября 2015 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Батова Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, по которому привлекается к ответственности Демина Н.В., ** ** ** года рождения, ... за совершение правонарушения, предусмотренного ст.18.15 ч.3 КоАП РФ,
установил:
Деминой Н.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
** ** ** года в отдел внешней трудовой миграции беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по РК обратилась Демина Н.В., на основании должностной инструкции являющаяся ... ПАО ..., с целью предоставления уведомления о заключении трудового договора от ** ** **. в качестве ... гражданином ... И.Б., ** ** ** года рождения. Однако в установленный законом срок (три рабочих дня с момента заключения договора) вышеуказанное уведомление предоставлено не было.
Демина Н.В. не принимала участия при рассмотрении дела, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла.
Ее представитель в судебном заседании указал, что Демина Н.В. вину в совершении вменяемого административного правонарушения признает, указав, что ею были упущены из внимания изменения, внесенные в ФЗ № 115-ФЗ с 01.01.2015г. в части обязательного уведомления УФМС о приеме на работу иностранных граждан. ** ** **. после очередной ревизии кадровых документов было обнаружена данная ошибка, в связи с чем, незамедлительно было составлено уведомление и предоставлено лично в территориальный орган ФМС. Просил принять во внимание то обстоятельство, что допущенное нарушение, хотя формально и образует состав административного правонарушения, но все же представляет никакой угрозы для общества или государства. Просил освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения и прекратить производство по делу.
Представитель УФМС по РК в судебном заседании не принимал участия, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.18.15 КоАП не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из должностной инструкции Деминой Н.В. следует, что она несет ответственность за предоставление уведомлений о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в миграционную службу.
В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.
Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, ** ** ** года был заключен трудовой договор между ПАО «...» и И.Б., который принят на работу в качестве ...
Уведомление о заключении данного трудового договора было предоставлено Деминой Н.В. ** ** ** г. в отдел внешней трудовой миграции беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по РК с нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ и Приказа ФМС России от 28 июня 2010 N 147.Указанные обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ** ** ** года; докладной запиской; пояснениями Деминой Н.В.
Таким образом, действия Деминой Н.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности, состав названного административного правонарушения является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 21 постановления Пленума от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ", при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Согласно указанного постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П принятие решения о назначении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Применение положений Постановления N 4-П зависит от обстоятельств дела и представленных доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения размера санкции ниже низшего предела.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Как усматривается из материалов дела Демина Н.В. самостоятельно сообщила в УФМС о пропуске срока уведомления о приеме на работу иностранных граждан, впервые совершила указанное правонарушение, является матерью-одиночкой, имеет на иждивении малолетнего ребенка, ** ** ** г.р.
Кроме того, санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ - штраф на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей составляет ежемесячный доход Деминой Н.В.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства, характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что совершенное Деминой Н.В. правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой неблагоприятных последствий, самостоятельно выявила правонарушение, допущенные нарушения не свидетельствуют о пренебрежительном отношении Деминой Н.В. к исполнению своих обязанностей, поэтому могут быть расценены в качестве малозначительного, суд считает возможным прекратить производство по делу по малозначительности.
Руководствуясь ст.ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу о привлечении Деминой Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Л.А. Батова