Судья: Бугаева В.Н. № 33-9601/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2018 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сафоновой Л.А.
судей Ромасловской И.М., Осиповой С.К.
при секретаре Латыповой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайцевой М.М. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам и постановления по снятию истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, о понуждении восстановить истца в списках по учету лиц нуждающихся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Богатовский Самарской области на решение Богатовского районного суда Самарской области от 22 мая 2018 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения истца Зайцевой М.М., а так же третьего лица Воронцовой М.В.,
У С Т А Н О В И Л А:
Зайцева М.М. обратилась с иском к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области, с учетом уточнения требований, просила признать незаконным и отменить решение общественной комиссии по жилищным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Администрации муниципального района Богатовский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Зайцевой М.М. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать восстановить Зайцеву М.М. в списке в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в качестве вынужденного переселенца на получение жилищного сертификата.
Заявленные требования мотивированы следующим. Истец Зайцева М.М. проживает в жилом помещении площадью 64,6 кв.м. по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности <данные изъяты> - ФИО6 В жилом помещении так же зарегистрированы и проживают: <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО4 и его родственник ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ Зайцева М.М. имеет статус вынужденного переселенца, с ДД.ММ.ГГГГ истец Зайцева М.М. с <данные изъяты> ФИО2, имеющим так же статус вынужденного переселенца, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией Администрации муниципального района Богатовский Самарской области. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО2 перестал подтверждать статус вынужденного переселенца и уехал проживать в г.Самару, где приобрел в ДД.ММ.ГГГГ в собственность жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ истец подтверждает свой статус вынужденного переселенца, состав семьи в одном лице, которые предоставляла в жилищную комиссию. ДД.ММ.ГГГГ. Зайцева М.М. получила письмо от Администрации муниципальный район Богатовский Самарской области, из которого следует, что на заседании Общественной комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ. она была снята с соответствующего учета, поскольку исключена из состава семьи <данные изъяты> и проживает с собственником жилого помещения, который является ее близким родственником - <данные изъяты>. По мнению истца, указанное решение незаконно, поскольку принято без учета наличия у истца статуса «вынужденного переселенца».
Решением Богатовского районного суда Самарской области от 22 мая 2018 года постановлено:
«Исковые требования Зайцевой М.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Администрации муниципального района Богатовский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в части снятия Зайцевой М.М. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать МКУ Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области восстановить Зайцеву М.М. списках граждан - в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в качестве вынужденного переселенца на получение жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский Самарской области.»
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Богатовский Самарской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. При этом указала, что Зайцева М.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрированы: ФИО6 - <данные изъяты>, которая является собственником данного жилого помещения, и ФИО7 - <данные изъяты>, площадь жилого помещения составляет 64,6 кв.м., т.е. по 21,5 кв.м. на каждого. Учетная норма для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Богатовский Самарской области составляет 14 кв.м. Исходя из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. В соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Истец была исключена из состава семьи <данные изъяты> ФИО2, как утратившая основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма (постановление администрации муниципального района Богатовский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Следовательно, истец была исключена из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский Самарской области на ДД.ММ.ГГГГ (постановление администрации муниципального района Богатовский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно Закону, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно ряда оснований, в том числе: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации. В связи с тем, что член семьи - <данные изъяты> является собственником жилого помещения, истец не может обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета.
Истец Зайцева М.М. и третье лицо Воронцова М.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против доводов жалобы, полагая их необоснованными, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Богатовский Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представила, просьб об отложении слушания дела не заявляла. В связи с чем, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в ее отсутствие.
Проверив материала дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Из материалов учетного дела Зайцевой М.М. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> на условиях найма, что подтверждается договорами найма от ДД.ММ.ГГГГ, нотариальным обязательством № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 о предоставлении для временного проживания Зайцевой М.М. указанного жилого помещения до решения ее жилищного вопроса, и нотариальным обязательством Зайцевой М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по первому требованию собственника ФИО6 она освободит жилое помещение или в случае решения жилищного вопроса.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» Зайцева М.М. была признана вынужденным переселенцем, что подтверждено удостоверением АБ №, выданным УФМС России по Самарской области, статус вынужденного переселенца ей продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14).
Постановлением Администрации Богатовского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО2 с составом семьи 2 человека, в том числе – Зайцева М.М. <данные изъяты>) и ФИО1 (<данные изъяты> приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Категория граждан «переселенцы», на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ протокол №.
В материалах учетного дела Зайцевой М.М. имеются ежегодные заявления Зайцевой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в целях получения государственного жилищного сертификата.
Из письма Главы муниципального района Богатовский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Зайцевой М.М. следует, что Зайцева М.М. состоит в списке очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному району Богатовский Самарской области на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления администрации Богатовского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время составом 1 человек. На основании даты указанного постановления, Зайцева М.М. под № включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский Самарской области по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». При выделении целевых бюджетных средств, ей в порядке очередности будет предоставлено право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения (л.д.63).
На основании Постановления Администрации муниципального района Богатовский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ; выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Богатовский № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Зайцева М.М. исключена из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский на ДД.ММ.ГГГГ год. Основание - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку Зайцева М.М. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 64,6 кв.м, где собственником является ее <данные изъяты>, ведущая с ней общее совместное хозяйство, по данному адресу зарегистрировано 3 человека, на каждого приходится по 21,533 кв.м, что превышает учетную норму (л.д.32,107).
Согласно справке ГУ МВД России по Самарской области Управление по вопросам миграции отдел по вопросам гражданства № от ДД.ММ.ГГГГ вынужденный переселенец Зайцева М.М. составом семьи 1 человек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, числится в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с ДД.ММ.ГГГГ по Самарской области. Субсидию, ссуду на строительство (приобретения) жилья, жилого помещения для постоянного проживания, компенсацию за утраченное жилье не получала (л.д.56).
Согласно свидетельству о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6- <данные изъяты> истца, на праве общей долевой собственности (доля 1/2) принадлежал жилой дом общей площадью 64,60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>(л.д.40).
На основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 является собственником указанного жилого дома площадью 64,6 кв.м. (л.д.18).
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах Зайцевой М.М. (л.д.55).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Договором безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой), заключенным между ФИО6 и Зайцевой М.М., подтверждается место проживания Зайцевой М.М. по адресу: <адрес>.
По смыслу ст. 6 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.6 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно нескольких оснований, в том числе, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.
В соответствии с п. 1 указанного выше Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 24 Правил, для включения в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении ГЖС в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пп. «б» п. 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, указанного в пп. «ж» пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети, независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Проанализировав указанные нормы права и обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Зайцева М.М. необоснованно исключена из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский на 2018 год, поскольку истец имеет статус вынужденного переселенца составом семьи 1 человек; не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения на территории Российской Федерации.
Кроме того, ФИО6 не является членом семьи Зайцевой М.М., поскольку не имеет статуса «вынужденного переселенца», следовательно не имеет правового значения площадь жилого помещения, находящаяся в собственности ФИО6 в силу прямого указания Закона РФ от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (пп. 1 п. 1 ст. 6), для определения нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что законных оснований для снятия Зайцевой М.М. с жилищного учета у ответчика не имелось, суд законно и обоснованно удовлетворил требования истца, восстановив ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на такой учет, в качестве вынужденного переселенца на получение жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» по муниципальному району Богатовский Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию заявителя с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богатовского районного суда Самарской области от 22 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Богатовский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: