Решение по делу № 2-23/2019 (2-593/2018; 2-4251/2017;) ~ М-3998/2017 от 14.11.2017

Дело № 2-23/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    29 апреля 2019 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего                   судьи Гавуры О.В.,

    при секретаре судебного заседания            Грищук Ю.В.,

    с участием:

    представителя истца                                    Хмиль О.Ю.,

    представителя ответчика                             Перекрестова Б.Ф.,

    представителя ФГКУ «Крым ТУИО» Минобороны России

                                                                      Юрчук Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Перекрестовой Елене Петровне, третьи лица: Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, о признании права отсутствующим,

у с т а н о в и л:

В ноябре 2017 года Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Перекрестовой Е.П. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, площадью 0,1га, расположенный по адресу: г. Севастополь, улица <адрес>

Уточнив исковые требованияв порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил:

        признать недействительным государственный акт о праве частной собственности на недвижимое имущество - земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г.Севастополь ул. <адрес>

        признать отсутствующим право собственности Перекрестовой Е.П. на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г.Севастополь ул. Челнокова, 9/23.

        истребовать из чужого незаконного владения Перекрестовой Е.П. в федеральную собственность вышеуказанный земельный участок.

        Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка № 474, переданного для использования Черноморским флотом Российской Федерации. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 474. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО», подписан акт приема-передачи имущества – военного городка № 474, общей площадью 11,1063 га.

В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № 474 и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием ЧФ РФ, и не мог быть передан в собственность физических лиц.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о признании отсутствующим права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок.

В судебном заседании представитель истца Хмиль О.Ю. требования иска поддержала, при этом пояснила, что зарегистрированное право собственности ответчика на спорный земельный участок является препятствием в реализации Минобороны Российской Федерации прав относительно принадлежащего в силу закона земельного участка военного городка № 474.

Ответчик Перекрестова Е.П. о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция ею получена. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», её неявка не препятствует рассмотрению дела. Ответчик воспользовался правом, предусмотренным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.

Представитель ответчика Перекрестов Б.Ф. возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что истцом не предоставлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о вхождении спорного земельного участка в состав земель военного городка. Указал, что спорный земельный участок не мог быть передан в федеральную собственность, поскольку находился в собственности физического лица. Заявил о пропуске срока исковой давности, а также не предоставление истцом доказательств возникновения прав на земельный участок военного городка в площади, определенной в распоряжении распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015.

Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» Юрчук Е.И. считала заявленные исковые требования Минобороны России обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, согласно письменных пояснений представителей просили рассматривать дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителей сторон, пояснения эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Согласно п. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные ст.ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 474 (№ «224» в прилагаемом перечне).

25.03.2015 между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок № 224, общей площадью 11,1063 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.

Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.

До передачи в федеральную собственность военный городок № 474 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.

Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок               № 474.

Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.

    С материалов дела следует, что Перекрестова Е.П. согласно государственному акту на праве собственности на земельный участок, выданного 30.04.2010 Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе, является собственником земельного участка, общей площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. <адрес> целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства кадастровый номер (ранее присвоенный кадастровый номер: ).

    Земельный участок предоставлен в собственность ответчику на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 года № 1030-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2, 1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) ОО «Дачное общество «Планета плюс» и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенных по ул. Челнокова».

В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности ответчика на спорный земельный участок, является государственный акт на праве собственности на земельный участок, выданный 30.04.2010 Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе.

Согласно материалам дела в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в наличии сведения об основных характеристиках объекта недвижимости. Участок поставлен на кадастровый учет, как ранее возникшее право, на основании государственного акта на праве собственности на земельный участок, выданного 30.04.2010 Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе.

Согласно Заключению проведенной ООО «Эксперт-Сервис» по делу дополнительной судебной землеустроительной экспертизы № 149-11/18 от 24.12.2018 года на момент предоставления в частную собственность земельный участок <адрес> в г. Севастополе, площадью 0,1 га, (кадастровый номер ) входил в состав земель военного городка № 474 ЧФ РФ, находящегося в пользовании ЧФ РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года.

Из схемы, составленной судебным экспертом, усматривается вхождение спорного земельного участка в состав земельного участка указанного военного городка.

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок, являющийся частью земельного участка, находящегося в пользовании ЧФ РФ ВС РФ согласно Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

В соответствии со статьей 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.

В соответствии со ст. 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.

Распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

03.03.2006 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины.

Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.

Пунктом 9 Распоряжения № 555-р от 21 декабря 2005 года Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению.

Установлено, что фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации завершен не был в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями.

Проанализировав исследованные доказательства, суд находит обоснованными доводы истца о вхождении спорного земельного участка на момент его предоставления в собственность ответчика в состав земель военного городка № 474.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным правоустанавливающего документа на недвижимое имущество на имя ответчика, а также об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения в федеральную собственность Российской Федерации.

При этом суд исходит из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, фактически являлся на момент предоставления частью земельного участка военного городка № 474 Черноморского флота Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность физического лица.

Относительно требования иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, суд исходит их следующего.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, предъявление иска о признании права отсутствующим допускается в тех случаях, когда возможность защиты нарушенного права иными средствами путем предъявления негаторного, виндикационного и иных исков исчерпана.

Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим имуществом.

В рассматриваемом случае основания для применения указанного способа защиты нарушенного права отсутствует. Право государственной собственности на землю защищено путем признания выданного правоустанавливающего документа недействительным, истребованием земельного участка из законного владения.

Доводы представителя ответчика относительно отсутствия у истца прав на предъявление настоящего иска суд находит несостоятельными.

Установлено, что законным владельцем земельного участка военного городка № 474, общей площадью 11,1063 га, в районе ул. Челнокова в г. Севастополе, являлась Российская Федерация, участок находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в настоящее время в установленном законом порядке земельный участок передан в собственность Российской Федерации. Регистрации права собственности Российской Федерации на данное имущество препятствует наличие зарегистрированного права ответчика на спорный земельный участок, частично (большей площадью) входящий в состав земельного участка военного городка.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Согласно п. 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим истцом по настоящему делу, обладающим правом истребования земельных участков, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В судебном заседании также установлено, что предоставлением в собственность физического лица земельного участка, являющегося частью земель военного городка № 474, нарушены права Черноморского флота Российской Федерации, он выбыл из пользования помимо воли уполномоченных органов государства.

    Суд считает ошибочными доводы представителя ответчика о гарантиях права собственности на приобретенный земельный участок в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» согласно которого на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    Указанной нормой конституционного закона урегулирован вопрос действия и признания на территории Российской Федерации правоустанавливающих документов на имущество без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения, что не лишает лицо, право которого нарушено, на реализацию права на судебную защиту способами определенными законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае установлено, что земли, находящиеся в пользовании воинского формирования выбыли по решению местной государственной администрации из государственной собственности в нарушение межправительственных соглашений об условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины.

В связи с чем, доводы представителя ответчика о прекращении решением Севастопольского городского Совета народных депутатов от 15.11.1994 года № 4/86 права пользования воинского формирования (115 комендатура) на часть земельного участка военного городка (2,48 га) судом признаются несостоятельными.

Поскольку срок исковой давности исходя из предписаний ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года, суд не находит оснований для применения срока исковой давности в рассматриваемом случае, поскольку настоящее исковое заявление поступило в суд до истечения трехлетнего срока исковой давности с момента когда Министерство обороны Российской Федерации узнало о нарушении своего права, в частности, после передачи территории военного городка в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года, подписания 25.03.2015 года акта приема-передачи имущества, и получения в последующем сведений о наличии зарегистрированных прав физических лиц земельные участки по ул. Челнокова, находящихся в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации заявил ходатайство о компенсации расходов за проведение экспертизы в размере 75 000 руб., поэтому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная сумма.

В порядке ст.ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по делу в размере 300,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на бесплатную приватизацию земли.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит обоснованными заявленные исковые требования в части признания недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании земельного участка с исключением сведений о его границах из Единого государственного реестра недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка – удовлетворить частично.

Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок, площадью 0,1 га, кадастровый номер (ранее присвоенный кадастровый номер ), расположенный по адресу: г.Севастополь <адрес>, выданный на имя Перекрестовой Елены Петровны.

Истребовать из чужого незаконного владения Перекрестовой Елены Петровны в федеральную собственность земельный участок, площадью 0,1 га, кадастровый номер (ранее присвоенный кадастровый номер ), расположенный по адресу: г.<адрес>

В исковых требований о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г.Севастополь ул. <адрес> отказать.

Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об исключении сведений о границах земельного участка, площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г.<адрес>

Взыскать с Перекрестовой Елены Петровны в доход бюджета судебные расходы по делу по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

Взыскать с Перекрестовой Елены Петровны в пользу Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы за проведение экспертизы в размере 75 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Полный текст решения изготовлен 03.05.2019.

Председательствующий по делу

судья        /подпись/                                           О.В. Гавура

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                          О.В. Гавура

2-23/2019 (2-593/2018; 2-4251/2017;) ~ М-3998/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство обороны РФ
Ответчики
Перекрестова Е.П.
Другие
Правительство Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
Кузовкова О.А.
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО России
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд
Судья
Гавура Ольга Владимировна
14.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2017[И] Передача материалов судье
15.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2017[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2018[И] Предварительное судебное заседание
20.02.2018[И] Судебное заседание
02.03.2018[И] Судебное заседание
05.03.2018[И] Судебное заседание
12.11.2018[И] Производство по делу возобновлено
12.11.2018[И] Судебное заседание
31.01.2019[И] Производство по делу возобновлено
31.01.2019[И] Судебное заседание
05.03.2019[И] Судебное заседание
05.04.2019[И] Судебное заседание
15.04.2019[И] Судебное заседание
18.04.2019[И] Судебное заседание
29.04.2019[И] Судебное заседание
03.05.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее