ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
дело № 33-7152/2014
22 мая 2014 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Гонтарь Н.Ю.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе, дополнениям к апелляционной жалобе Д.Р.Р. на решение ... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Д.(Ф.)Р.Р. к администрации муниципального района ... о признании права на получение жилья из специализированного жилищного фонда, об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма из специализированного жилого фонда отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Р.Ф. Фахретдиновой, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Д.Р.Р. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации муниципального района ..., в котором просила признать за ней право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм предоставления благоустроенного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот, обязать администрацию муниципального района ... обеспечить ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального района ....
В обоснование заявленных требований Д.Р.Р. указала, что она является сиротой, поскольку ее мать умерла дата году, отец умер в дата году. После смерти матери она находилась у бабушки Я.Ф.Г.., после смерти которой в дата году была устроена вместе с несовершеннолетними братом и сестрой в ... специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат, где обучалась до дата года.
Д.Р.Р. также указала, что в дата году за ней было закреплено жилое помещение – жилой дом бабушки Я.Ф.Г.. в д. адрес, которое к моменту возвращения ее из школы не сохранился. В связи с этим Д.Р.Р. временно проживала у родственницы Г.Н.Г.., обучалась в профессиональном училище. В настоящее время зарегистрирована по адресу: адрес, однако жилой дом там отсутствует по причине разрушения от ветхости. В ...-летнем возрасте Д.Р.Р. обращалась к Президенту Республики Башкортостан по поводу получения жилья, однако положительного решения принято не было. О своих правах на предоставление жилья узнала только в дата году, когда ее младшему брату было предложено встать на учет для получения жилья, поэтому не могла встать на учет до 23 лет. На обращение в отдел опеки и попечительства ... о постановке на учет ей было отказано в связи с достижением 23 лет.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней Д.Р.Р. просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указывает, что до достижения 23 лет никто не разъяснял ей права на получение жилья, что является бездействием со стороны органов опеки и попечительства, на устные обращения по поводу предоставления жилья ей были даны отказы, письменный ответ на обращение в адрес Президента Республики Башкортостан, перенаправленное в администрацию муниципального района ..., она не получала, что является уважительной причиной, но не принято во внимание судом при постановлении решения. Также не учтено мнение органа опеки и попечительства, не возражавшего против удовлетворения исковых требований, а в резолютивной части решения суда допущена ошибка, так как о предоставлении жилья по договору социального найма исковых требований не заявлено.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней также содержатся доводы о том, что закрепленное жилое помещение в адрес стало непригодным для проживания задолго до официального признания его таковым, а закрепление само по себе является незаконным, поскольку какие-либо документы на указанный жилой дом и полномочия лица, принявшего решение о закреплении, отсутствовали, указанный орган не привлечен к участию в деле.
Кроме того, Д.Р.Р. указывает, что какие-либо сроки, ограничивающие право на жилище, Конституцией Российской Федерации не установлены, а Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в новой редакции предусмотрена возможность сохранения права на получение жилья независимо от возраста, а поскольку до 01 января 2013 года было закреплено право на внеочередное предоставление жилья, то оно должно быть предоставлено независимо от нахождения в очереди, следовательно, независимо от обращения за постановкой на учет.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Исследовав материалы дела и проверив решение суда, выслушав объяснения Д.Р.Р.., поддержавшей доводы апелляционной жалобы с дополнениями, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации (в редакции до 1 января 2013 года), абз.4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставления жилья во внеочередном порядке, также относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма указанной категории лиц носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в новой редакции названной категории граждан, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие указанных правовых положений распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Д.Р.Р.., дата года рождения, относилась к категории детей-сирот, поскольку ее мать Я.Ф.С. умерла в дата году, отец Ф.Р.М. умер в дата году (л.д.№..., №...).
Согласно справке ГБОУ ... специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Д.(Ф.)Р.Р. обучалась и проживала в данном учебном заведении с дата года по дата (л.д. №...). В дата году окончила муниципальную общеобразовательную школу адрес (л.д. №...). С дата по дата обучалась в профессиональном училище № ... (л.д. №...). С дата по дата состояла в браке с Д.И.М.. (л.д. №..., №...).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ГУП БТИ Республики Башкортостан Д.Р.Р. имеет в долевой собственности (... доля) земельный участок, расположенный по адресу: адрес, жилья в собственности не имеет (л.д. №..., №...).
Согласно постановлению от 26 мая 1997 года № 10 в целях охраны жилищных и имущественных прав за несовершеннолетней Ф.Р.Р.., ее братом и сестрой было закреплено жилое помещение в адрес с назначением опекуна над имуществом (л.д. №... оборот).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от дата жилой дом по адресу: адрес, в результате износа пришел в негодное для проживания состояние, в доме нет крыши, потолка, полов, окон (л.д. №...).
Исходя из изложенных обстоятельств, доказанных представленными документами, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у истца отсутствуют уважительные причины, по которым Д.Р.Р. не имела объективной возможности обратиться в уполномоченные органы за реализацией своих прав на предоставление жилья.
Судебная коллегия отмечает, что для возникновения права на обеспечение жильем у Д.Р.Р. на момент 01 января 2013 года должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка-сироты. Указанное право возникает в силу надлежащего обращения в уполномоченный орган.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа мог быть распространен на Д.Р.Р.. лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Однако судом установлено, что до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории дети-сироты и лица из их числа истец не обращалась.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции Д.Р.Р. после достижения совершеннолетия она устно обращалась в местную администрацию и письменно в адрес Президента Республики Башкортостан в дата, однако ей было отказано в предоставлении жилья.
Судебная коллегия, полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в возрасте с 18 до 23 лет знала о своих правах, однако письменные обращения о постановке на учет не подала без уважительных причин, наличие которых в период до настоящего времени доказаны не были.
В связи с этим, оснований для удовлетворения исковых требований Д.Р.Р. не имелось, поскольку на момент обращения в суд истцу было ... лет, право на обеспечение жилой площадью она утратила.
Вопреки требованиям ст.ст.56, 60 ГПК Российской Федерации Д.Р.Р. не представлено доказательств наличия у нее препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории дети-сироты и лиц из их числа до достижения 23 лет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении иска, так как на момент обращения истец достиг возраста ... лет.
Таким образом, до достижения 23 лет Д.Р.Р. не обратилась за реализацией своего права на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к указанной категории, не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без уважительных причин, поэтому оснований для предоставления истцу жилого помещения не имеется.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска Д.Р.Р.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что к участию в деле не привлечена администрация сельского поселения, осуществившая закрепление жилья, судебная коллегия находит не имеющими значения для настоящего дела, поскольку такие действия по закреплению жилого помещения истцом не обжаловались.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что закрепленный жилой дом фактически пришел в нежилое состояние до дата года судебная коллегия полагает не обоснованными, так как указанное обстоятельство в суде первой инстанции не доказано, решение уполномоченного органа о признании жилья непригодным для проживания в дата году не вынесено.
Доводы Д.Р.Р. о бездействии органа опеки и попечительства судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку приведение закрепленного жилого помещения в непригодное для проживания состояние до достижения Д.Р.Р. 18 лет, надлежащими доказательствами не подтверждено.
Ссылка апеллятора на неправильное применение судом первой инстанции норм ЖК Российской Федерации и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые позволяют обеспечивать жилым помещением детей-сирот и лиц из их числа независимо от возраста и от постановки на учет не может повлечь отмену или изменение решения суда, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих какие-либо причины, по которым Д.Р.Р.. не могла обратиться с заявлением о постановке на учет самостоятельно, а доводы о тяжелой жизненной ситуации, в силу которой Д.Р.Р.. до дата года не знала о своих правах, опровергнуты ее пояснениями об устных и письменных обращениях.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу возникший между сторонами спор с позиций вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Д.Р.Р.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что Д.Р.Р. исковые требования о предоставлении жилья по договору социального найма не заявлялись, судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части отказа Д.Р.Р.. в обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма из специализированного жилого фонда, указав об отказе в обязании обеспечить жилым помещением по договору найма из специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение ... от дата изменить в части отказа в обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма из специализированного жилого фонда, указав об отказе в удовлетворении исковых требований Д.(Ф.)Р.Р. к администрации муниципального района ... об обязании обеспечить жилым помещением по договору найма из специализированного жилищного фонда.
То же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Д.Р.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Мухаметова Н.М.
Судьи Гонтарь Н.Ю.
Фахретдинова Р.Ф.
Справочно: судья ...