Решение по делу № 33-4924/2017 от 03.08.2017

Дело № 33-4924/2017

Апелляционное определение

г. Тюмень

21 августа 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи         Лаврентьева А.А.,        

судей:     Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,

при секретаре                  Копановой М.С.,

с участием прокурора              Храмцова А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Министерства обороны Российской Федерации на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 16 мая 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к Карабашеву Александру Алексеевичу, Карабашевой Ирине Юрьевне, Карабашевой Марии Александровне о прекращении права пользования служебным жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании сдать жилое помещение отказать.

В удовлетворении встречного иска Карабашева Александра Алексеевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользовании жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчиков Кадулина А.И., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Карабашеву А.А., Карабашевой И.Ю., Карабашевой М.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <.......>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по указанному адресу, возложении обязанности сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику отделения (территориального, г.Тюмень) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <.......>, проживают и зарегистрированы по месту жительства ответчики Карабашев А.А., Карабашева И.Ю., Карабашева М.А. Жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны Российской Федерации, было предоставлено военнослужащему Карабашеву А.А. на основании служебного ордера от 23 сентября 2002 года на период прохождения военной службы. Основанием выдачи ордера является распоряжение Тюменского филиала военно-инженерного университета от 10 октября 1996 года №5. Его трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации прекращены. Ответчики занимают жилое помещение в отсутствие законных оснований, добровольно освободить жилое помещение не желают.

Не согласившись с заявленными требованиями, Карабашев А.А. обратился в суд со встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользовании вышеуказанным жилым помещением, заключении договора социального найма.

Требования мотивированы тем, что спорная квартира была предоставлена ему в связи с трудовыми отношениями в 1996 году. До настоящего времени он проживает по указанному адресу со своей семьей, другого жилья не имеет, на другое место жительства не выезжал, несет бремя содержания имущества, полагая, что квартиру занимает на условиях социального найма.

Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчики Карабашев А.А., Карабашева И.Ю., Карабашева М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Их представитель в судебном заседании поддержал заявленные требования встречного иска в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, возражал против удовлетворения первоначального иска.

Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Прокурор в судебном заседании полагал, что в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации надлежит отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Министерство обороны Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не согласен с выводом суда о том, что Карабашев А.А. относится к лицам, не подлежащим выселению без предоставления другого жилого помещения. Ссылается на то обстоятельство, что из содержания положений ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось ст.108 Жилищного кодекса РСФСР; такой статус эти лица должны были приобрести до 01 марта 2005 года; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете. Считает, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст.108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 01 марта 2005 года. Полагает, что жилищное законодательство защищает интересы соответствующих предприятий, учреждений, организаций, являющихся собственниками жилья либо его владельцами, ограничивая в праве пользования конкретной жилой площадью только тех граждан, которые не состоят с ними в трудовых отношениях. Поясняет, что ответчик не был связан с Министерством обороны Российской Федерации трудовыми отношениями, а являлся военнослужащим на момент предоставления ему спорного жилого помещения для временного проживания, поэтому положения п.6 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР в настоящем случае неприменимы. Обращает внимание на то, что Карабашев А.А. не представил доказательств, что проработал в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, предоставившем ему спорное жилое помещение для временного проживания, не менее 10 лет. Указывает на то, что доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту его жительства, не представлено, на момент предъявления иска в суд и разрешения дела судом семья Карабашева А.А. не признана малоимущей и на учете на получение жилого помещения по договору социального найма не состоит.

Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

<.......> военный городок г. Тюмени входил в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1992 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. № 752-р.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 349-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р» 10 военный городок г. Тюмени утратил статус закрытого военного городка.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», принятым в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР, было установлено, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (пункты 1, 2).

В ст.6 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Как следует из материалов дела жилой дом № 138 по улице 10 Военный городок в г.Тюмени на момент его предоставления в 1996 году, относился к ведомственному жилищному фонду Министерства обороны, в настоящее время числится на балансе ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО».

Жилое помещение, расположенное по адресу: <.......> было предоставлено Карабашеву А.А. на основании распоряжения ТВВИКУ от 10 октября 1996 года <.......>, впоследствии Тюменской КЭЧ был выдан служебный ордер от 23 сентября 2002 года на состав семьи из трех человек (т.2 л.д.9).

Из содержания поквартирной карточки, следует, что ответчики Карабашевы значатся зарегистрированными по месту жительства по спорному адресу с 03 августа 2006 года (т.1 л.д.11).

Справкой УМВД России по Тюменской области подтверждается, что в период с 1989 год по 1998 год и в период с 2001 года по 31 августа 2006 года Карабашев А.А. проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации. Общая продолжительность военной службы составляет 13 лет 6 месяцев 26 дней (л.д.80).

По нормам ранее действовавшего жилищного законодательства (ст.ст.28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием для предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённого решением органа местного самоуправления.

Доказательств того, что жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма либо впоследствии стало использоваться на таких условиях, истцом представлено не было. Приобретение Карабашевым А.А. права на предоставление ему квартиры из жилищного фонда социального использования материалами дела не подтверждено, правомерность выдачи служебного ордера не оспаривалась. Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования, материалы гражданского дела не содержат.

В силу ст.101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.

Согласно ст.105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п.п. «м» п.2 указанного Постановления Правительства Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В ч.1 ст.103 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 настоящего Кодекса и ч.2 настоящей статьи.

В силу ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ к основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на период трудовых отношений, относится также прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В ст.35 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Разрешая исковые требования Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в качестве служебного, на период трудовых отношений, однако выселение ответчиков возможно лишь с предоставлением другого жилого помещения, поскольку Карабашев А.А. проработал на предприятии, предоставившем ему служебное жилое помещение, более десяти лет.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости выселения ответчиков из жилого помещения, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда, о необходимости выселения ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Поскольку военная служба ответчиком прекращена 31 августа 2006 года, то в соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ это обстоятельство является основаниям прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В связи с тем, что ответчики отказываются в добровольном порядке освободить спорное служебное жилое помещение, они подлежат выселению из него в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Выводы суда перовой инстанции о том, что Карабашевы не подлежат выселению из квартиры без предоставления другого жилого помещения в связи с льготой, предусмотренной п.6 ч.1 ст.108 Жилищного кодекса РСФСФ несостоятельны, поскольку доказательств, что до 01 марта 2005 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), истец в течении 10 лет состоял в трудовых отношениях с каким-либо учреждением, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Министерства Обороны РФ о прекращении права пользования ответчиков спорным жилым помещением, выселении Карабашевых из квартиры и снятии их с регистрационного учета, в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит частичной отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием в отмененной части нового решения по делу.

В остальной части решение суда следует оставить без изменения, однако в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности сдать жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения, с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, следует отказать по тем основаниям, что принудительное исполнение решения суда о выселении, в рамках исполнительного производства, предусматривает иной порядок освобождения жилого помещения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 16 мая 2017 года отменить частично.

Принять в отмененной части новое решение.

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.

Прекратить право пользования Карабашева Александра Алексеевича, Карабашевой Ирины Юрьевны, Карабашевой Марии Александровны служебным жилым помещением, расположенным по адресу <.......>.

Выселить Карабашева Александра Алексеевича, Карабашеву Ирину Юрьевну, Карабашеву Марию Александровну из жилого помещения, расположенного по адресу <.......>.

Снять Карабашева Александра Алексеевича, Карабашеву Ирину Юрьевну, Карабашеву Марию Александровну с регистрационного учета по месту жительства по адресу <.......>.

В остальной части иска отказать.

В остальной части решение Калининского районного суда г.Тюмени от 16 мая 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий                подпись

Судьи коллегии:                        подписи

Копия верна.

Судья

33-4924/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Министерство обороны РФ
Ответчики
Карабашева Ирина Юрьевна
Карабашева Мария Александровна
Карабашев Александр Алексеевич
Другие
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
21.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее