Дело № 2-48-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017 г. пос. Тикси
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи, Е.Г. Павленко, единолично, при секретаре С.И. Иванове,
с участием заместителя прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), советника юстиции, Р.П. Кислицыной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке особого производства гражданское дело по заявлению прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), младшего советника юстиции, М.В. Днепровского, в интересах Российской Федерации, о признании информации размещённой на Интернет сайте: *** информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; о направлении после вступления в законную силу копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу-адрес-, для включения сайта: *** в Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
Установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, о признании информации размещённой на Интернет сайте: *** информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о направлении после вступления в законную силу копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: -адрес-, для включения сайта: *** в Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, требования мотивированы следующим: прокуратурой Булунского района РС (Я) проведена проверка сети «Интернет» на содержание в ней информации, противоречащей требованиям Федерального Закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В ходе проведенной проверки выявлено, что в свободном доступе в сети Интернет размещен материал экстремистского содержания: - на сайте *** для свободного скачивания размещена *** В ходе проведенной проверки установлено, что размещенная на указанном сайте *** признана экстремистским материалом, решением Южно-Сахалинского городского суда от -дата-, включены в Федеральный список экстремистских материалов под номером – ***. Таким образом, по результатам проверки прокуратуры района установлено, что выложенная в сети Интернет на ресурсе с доменным именем: ***, информация содержит материалы, признанные экстремистскими и как вследствие запрещенными к свободному распространению на территории Российской Федерации. Прокурор полагает, что в связи с тем, что нахождение информационных материалов, выложенных в сети Интернет на ресурсе с доменных именем: ***, приводит к распространению экстремистской идеологии, что подрывает основы конституционного строя Российской Федерации и препятствует реализации основных принципов противодействия экстремистской деятельности, установленных ст. 2 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», у прокурора имеется безусловное право обращения с заявлением в интересах Российской Федерации.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) не явился, представитель по доверенности, Е.Т.С. направила отзыв на заявление прокурора Булунского района РС(Я), согласно которому Управление Роскомнадзора по РС(Я) считает требования прокурора Булунского района РС(Я) законными и обоснованными, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть дело без участия представителя Управления в связи с невозможностью прибытия, просит направить вступивший в законную силу судебный акт по настоящему делу (с отметкой суда) на исполнение в их адрес.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным, рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица, так как стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В судебном заседании заместитель прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), Р.П. Кислицына заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Суд, заслушав доводы представителя прокуратуры Булунского района Республики Саха (Якутия), изучив материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Булунского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка сети «Интернет» на содержание в ней информации, противоречащей требованиям Федерального Закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В ходе проверки, выявлено что, в свободном доступе в сети Интернет на сайте ***, размещен материал экстремистского содержания, а именно для свободного скачивания размещена *** которая решением Южно-Сахалинского городского суда от -дата-, признана экстремистским материалом и включена в Федеральный список экстремистских материалов под номером – ***.
Согласно акту осмотра HTML- страницы содержащей материалы экстремистского содержания от -дата-, составленному помощником прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), Бондаренко И.М., проведена проверка сети «Интернет» на содержание в ней информации, противоречащей требованиям Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Данный факт подтверждается скриншотами HTML-страниц сайта: ***, изученными в ходе судебного разбирательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается в частности, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114«О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Конституцией Российской Федерации ст.ст. 19, 29 определено, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Аналогичное правовое регулирование содержится в ст. 10 "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
В силу п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в Женеве 22 декабря 1992 г. и ратифицированного Российской Федерацией (федеральный закон от 30.03.1995 № 37 – ФЗ ) члены Союза сохраняют за собой право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции от 19.12.2016 г.), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 19.12.2016 г.) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 19.12.2016 г.) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 19.12.2016 г.) правовое регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 19.12.2016 г.) установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» (далее - реестр).
В соответствии с ч. 2. ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 19.12.2016 г. N 242-ФЗ) в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в порядке особого производства.
Согласно ст. 266 ГПК РФ, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем признания права ; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101, вправе принимать решения для включения в единый реестр в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 ( ред. от 01.07.2016 г.), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ( Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере средств массовой информации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет : государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания ( подпункт 5.1.1.1.); имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (подпункт 6.1); в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (подпункт 6.5).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что включение Интернет сайта: ***, в Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Из анализа вышеприведённых норм закона следует, что информация, размещённая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на вышеуказанном сайте является запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, следовательно, возникает необходимость признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и ограничить доступ к указанному ресурсу.
Заявленные требования прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия) о признании информации размещённой на Интернет сайте: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о направлении после вступления в законную силу копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: -адрес-, для включения сайта в сети Интернет: ***, в Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено - являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р е ш и л:
Признать информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к указанному сайту после вступления в законную силу, копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: -адрес-, для внесения в единую информационную систему «Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 09 марта 2017 года.
Председательствующий судья: п/п Е.Г. Павленко
Копия верна:
Судья Булунского районного суда РС(Я) Е.Г. Павленко