Дело № 2-1846 /16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Разумовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иванченко Л.Ф., Иванченко М.Н. к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр» (далее МУП «РКЦ»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» (далее ООО «УК «ЖСЦ») о защите прав потребителей. В обоснование требований указали, что они проживают по адресу: ..., и являются солидарными плательщиками коммунальных услуг по лицевому счёту , открытому на имя Н., а ООО «УК «ЖСЦ» является управляющей компанией и исполнителем этих услуг. Согласно договорным отношениям между указанными ответчиками, МУП «РКЦ» ведёт лицевые счета по квартирам их дома, производит начисления по этим лицевым счетам за коммунальные услуги и распечатывает квитанции на оплату коммунальных услуг, при этом квитанции МУП «РКЦ» не содержат все сведения, которые должны указываться согласно Постановлению Правительства РФ № 354. Пунктом 67 этого Постановления установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Пунктом 69 установлено, что в платежном документе указываются в том числе, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме). В силу ФЗ «О ветеранах» собственник их помещения Н. и они, как члены его семьи, пользуются правом на предоставление льготы в размере 50 % оплаты за все коммунальные услуги, о чём *** было направлено письменное уведомление в адрес ООО «УК «ЖСЦ», однако в квитанциях на оплату коммунальных услуг МУП «РКЦ» отсутствуют сведения о наличии льгот, более того в графе «льготы» по всем видам услуг указывается «0», тем самым нарушаются не только требования нормативного акта, но и их права, как потребителей на указание достоверной информации в квитанциях ответчиков. На основании изложенного истцы просили: обязать ответчиков ежемесячно указывать в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе «льготы» сведения о наличии льгот в виде 50% скидки по начисленным коммунальным услугам по лицевому счету жилого помещения в ...; обязать надлежащего ответчика ежемесячно предоставлять сведения в Управление социальной защиты ... о произведённых фактических оплатах за коммунальные услуги по лицевому счёту жилого помещения в ....
В ходе рассмотрения дела истцами было представлено уточненное исковое заявление, в котором они просили: признать противоправными инезаконными действия (бездействия) ООО «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» и МУП «Расчетный кассовый центр» по не предоставлению информации в платёжных документах на оплату коммунальных услуг о наличии льгот, которые изготавливаются ежемесячно и направляются по адресу: ...; обязать ответчиков прекратить противоправные действия и ежемесячно в квитанциях на оплату коммунальных услуг, направляемых по адресу: ..., в графе «льготы» указывать суммарную скидку на каждый вид услуг в размере 50% от суммы начислений; обязать надлежащего ответчика ежемесячно предоставлять сведения в Управление социальной защиты г. Рубцовска о произведённых фактических оплатах за коммунальные услуги по лицевому счёту жилого помещения в ...; взыскать с ООО «Жилищный сервисный центр» компенсацию морального вреда в размере *** в пользу Иванченко Л.Ф.; взыскать с ООО «Жилищный сервисный центр» компенсацию морального вреда в размере *** в пользу Иванченко М.Н.; взыскать с МУП «Расчетно-кассовый центр» компенсацию морального вреда в размере *** в пользу Иванченко Л.Ф.; взыскать с МУП «Расчетно-кассовый центр» компенсацию морального вреда в размере *** в пользу Иванченко М.Н. Взыскать судебные расходы.
Истец Иванченко Л.Ф., действующая в своих интересах, и как представитель истца Иванченко М.Н. на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что просит признать противоправными инезаконными действия (бездействия) ООО «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» и МУП «Расчетный кассовый центр» по не предоставлению информации в платёжных документах на оплату коммунальных услуг о наличии льгот, которые изготавливаются ежемесячно и направляются по адресу: ... в период с *** по ***. Также просила взыскать с ответчиков в пользу Иванченко М.Н. судебные расходы согласно представленным документам.
Истец Иванченко М.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Представитель ответчика МУП «РКЦ» в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что МУП «РКЦ» является ненадлежащим ответчиком по делу. Между истцом и МУП «РТС» отсутствуют какие-либо правоотношения.
Представитель ответчика ООО «УК «ЖСЦ» в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения истца и представителя истца Иванченко Л.Ф., представителя ответчика МУП «РКЦ», исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пунктов 1, 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу статьи 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом .... С *** по настоящее время в указанной квартире зарегистрированы истцы Иванченко Л.Ф. , Иванченко М.Н.
Управляющей компанией, обслуживающей указанный многоквартирный жилой дом является ООО «УК «ЖСЦ». Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и т.д.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения; наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг; сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги; другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
При этом, в силу ч.1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Судом установлено, что *** Н., являющийся льготополучателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обратился с заявлением в ООО «УК «ЖСЦ» о начислении оплаты за коммунальные услуги с учетом предоставленной льготы с указанием показаний приборов учета с приложением копии удостоверения.
Согласно договору об информационном и консультационно-справочном обслуживании от ***, заключенному между ООО «УК «ЖСЦ» - Заказчик, и МУП «РКЦ» - Исполнитель, следует, что МУП «РКЦ» обязуется оказывать услуги, связанные с формированием начислений по оплате за жилое помещение, иным обязательным платежам физических лиц, а ООО «УК «ЖСЦ» обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 2.1 договора Исполнитель обязан оказывать следующие услуги, связанные с формированием начислений за услуги Заказчика:
2.1.1. Осуществлять ведение базы данных в разрезе лицевых счетов - в течение отчетного месяца;
2.1.2. Выполнять расчет начислений по услугам Заказчика в соответствии с требованиями действующего законодательства - в срок не позднее 1 - го числа месяца, следующего за отчетным;
2.1.3. Выполнять перерасчеты начислений по услугам Заказчика в случаях, установленных действующим законодательством - в срок не позднее 1 - го числа месяца, следующего за отчетным;
2.1.4. Формировать платежные документы (счета - квитанции) - в срок не позднее 1 - го числа месяца, следующего за отчетным; доставку платежных документов Заказчик осуществляет самостоятельно;
2.1.5. Осуществлять взаимодействие с Управлением социальной защиты населения по городу Рубцовску - в течение отчетного месяца;
2.1.6. Осуществлять ведение балансов лицевых счетов - в течение отчетного месяца;
2.1.7. Осуществлять подготовку типовых отчетных форм в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
2.1.8. Осуществлять взаимодействие с Системой сбора и обработки платежей «Город» - в течение отчетного месяца.
На основании указанного договора ООО «УК «ЖСЦ» в адрес МУП «РКЦ» направлено письмо от *** о начислении Н. с *** оплаты за коммунальные услуги с учетом имеющейся льготы с указанием показаний приборов учета. Однако, из представленных истцами квитанций по оплате коммунальных услуг по квартире по адресу: ... за период с *** по *** следует, что в графе «льгота» по всем коммунальным услугам указано «0», либо данные не заполнены.
Согласно п. 14, 15 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с п. 16 указанных Правил денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Гражданам, компенсация которым установлена законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края N 156-ЗС, денежный эквивалент по оплате коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
Согласно п. 16.1, 16.2 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» при наличии у льготополучателя задолженности по оплате одной или нескольких жилищно-коммунальных услуг и (или) при невыполнении соглашений по ее погашению денежные эквиваленты по этим жилищно-коммунальным услугам организациями - поставщиками услуг не рассчитываются. При погашении льготополучателем задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и (или) при заключении соглашений по ее погашению организациями - поставщиками услуг денежные эквиваленты рассчитываются в том числе за период, в течение которого расчет денежных эквивалентов не осуществлялся в соответствии с пунктом 16.1 настоящих Правил.
Из представленных истцами квитанций по оплате коммунальных услуг по квартире по адресу: ..., за период с *** по *** и копии лицевого счета по указанному жилому помещению за период с *** по *** следует, что при погашении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг денежные эквиваленты не рассчитывались.
Согласно подп. «и» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме).
Суд полагает, что не указание ответчиками в платежных документах по оплате коммунальных услуг по квартире истцов за период с *** по *** информации о наличии льгот не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права истцов на информацию о надлежащем размере коммунальных услуг, что приводит к нарушению прав истцов как потребителей коммунальных услуг, в связи с чем, заявленные требования о признании незаконным бездействия ООО «УК «ЖСЦ» и МУП «РКЦ» по не предоставлению информации в платёжных документах на оплату коммунальных услуг по адресу: ..., о наличии льгот, в период с *** по ***, и понуждении ООО «УК «ЖСЦ» и МУП «РКЦ» ежемесячно в квитанциях на оплату коммунальных услуг, направляемых по адресу: ..., в графе «льготы» указывать суммарную скидку на каждый вид услуг в размере 50% от суммы начислений, подлежат удовлетворению.
Также суд полагает подлежащими удовлетворению требования о понуждении МУП «РКЦ» ежемесячно предоставлять сведения в Управление социальной защиты г.Рубцовска и Рубцовского района о произведённых фактических оплатах за коммунальные услуги по лицевому счёту жилого помещения в ..., поскольку в соответствии с договором об информационном и консультационно-справочном обслуживании по оказании услуг, связанных с формированием начислений за услуги ООО «УК «ЖСЦ» именно МУП «РКЦ» осуществляет взаимодействие с Управлением социальной защиты населения по городу Рубцовску.
Поскольку судом было установлено нарушение прав истцов как потребителей коммунальных услуг, суд полагает, что у истцов возникают правовые основания для компенсации морального вреда согласно ст. 15 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При этом, по мнению суда, обязанность по компенсации морального вреда должна быть возложена на ответчика ООО «УК «ЖСЦ», поскольку данный ответчик осуществляет управление многоквартирным домом, в котором проживают истцы, и является исполнителем коммунальных услуг для истцов.
Из представленных материалов дела суд не усматривает, что между истцами и МУП «РКЦ» имеются какие-либо правоотношения, регулируемые Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поэтому оснований для взыскания компенсации морального вреда на основании ст. 15 указанного закона с данного ответчика не имеется.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 149 Правил, которым предусмотрено взыскание с исполнителя морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истцов, суд учитывает конкретные обстоятельства по данному делу, характер и степень причиненных им нравственных страданий, принцип разумности и справедливости, и взыскивает ответчика ООО «УК «ЖСЦ» в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по ***.
В соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно положениям ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в пользу истца Иванченко М.Н. подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг по составлению искового заявления и участию представителя в суде по 2 500 руб. с каждого, указанный размер данных расходов суд считает разумным пределом возмещения с учетом содержания и объема оказанных юридических услуг представителя, степени его участия при рассмотрении дела, сложности дела и длительности его рассмотрения в суде.
Часть 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно исковым требованиям, иск носит неимущественный характер, в связи с чем, подлежащая уплате государственная пошлина в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей. Указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванченко Л.Ф., Иванченко М.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» и Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» по не предоставлению информации в платёжных документах на оплату коммунальных услуг по адресу: ..., о наличии льгот, в период с *** по ***.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» и Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр» ежемесячно в квитанциях на оплату коммунальных услуг, направляемых по адресу: ..., в графе «льготы» указывать суммарную скидку на каждый вид услуг в размере 50% от суммы начислений.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр» ежемесячно предоставлять сведения в Управление социальной защиты г.Рубцовска и Рубцовского района о произведённых фактических оплатах за коммунальные услуги по лицевому счёту жилого помещения в ...
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» в пользу Иванченко М.Н. компенсацию морального вреда в размере ***., расходы на оплату услуг представителя ***., всего взыскать ***.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» в пользу Иванченко Л.Ф. компенсацию морального вреда в размере ***.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» в пользу Иванченко М.Н. расходы на оплату услуг представителя в сумме ***.
В удовлетворении остальной части исковых требований Иванченко Л.Ф., Иванченко М.Н. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный сервисный центр» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А Хильчук